Биографический словарь - кваренги джакомо
Кваренги джакомо
Кваренги (Джакомо Quarenghi или Guarenghi) известный архитектор и живописец (1744 1817), сын и внук живописца, родился в Бергамо, сперва учился живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Будучи 35 лет от роду, приехал в Санкт-Петербург искать счастья при дворе Екатерины II . Еще до своего отъезда из Италии, построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрц-герцогини Моденской, в Вене.
По поручению Екатерины II, Кваренги построил в Санкт-Петербурге здание государственного банка, эрмитажный театр и арку, соединяющую этот театр со зданием Старого Эрмитажа. Павел I назначил Кваренги архитектором Высочайшего двора и поручил ему построить дом на Дворцовой Набережной, в приданое Анне Петровне Лопухиной.В Царском Селе Кваренги построил Александровский дворец, представляющий в плане два квадрата, связанные параллелограммом, с крыльцами в середине здания, украшенными колоннами, и здание театра в саду близ Большого дворца. При Александре I он построил здание Смольного института, соединив новую постройку с монастырем, сооруженным графом Растрелли .
По проекту Кваренги (1803) построена Санкт-Петербургская мариинская больница для бедных. Из последних работ Кваренги выдаются: английский дворец в Петергофе, манеж лейб-гвардии конного полка (в Санкт-Петербурге) и Триумфальные ворота за Нарвской заставой, воздвигнутые по случаю вступления в Санкт-Петербург гвардии после взятия Парижа.
Работы Кваренги исполнены в духе новой итальянской школы, с ее изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, совершенно не пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света и без того скупо отпускаемого природой севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций.
Состоял почтенным вольным общником Императорской Академии Художеств. Умер в Санкт-Петербурге, 18 февраля 1817 г. В Милане, в 1821 г., его сыном изданы его планы и прочее "Fabbriche e Disegni di Giacomo Guarenghi". Ср. "Зодчий" (1872, № 5). .