Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - лабзин александр федорович

Лабзин александр федорович

Лабзин, Александр Федорович известный мистик. Родился в 1766 г. в дворянской семье. Учился в Московском университете. 14 лет уже участвовал в студенческом издании "Вечерняя Заря", а на шестнадцатом году подпал влиянию известного масона И.Г. Шварца , вместе с которым читал энциклопедистов, проверяя их взгляды сличением со Св. Писанием.

В 1787 г. Лабзин поднес Екатерине II "Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду" (М., 1787). Тогда же появились его переводы комедий Бомарше "Женитьба Фигаро" и Мерсье "Судья". В 1799 г. был назначен конференц-секретарем Академии Художеств, в 1805 г. членом адмиралтейского департамента. Перевод "Истории ордена святого Иоанна Иерусалимского" Верто (СПб.

, 1799 1801), сделанный Лабзиным вместе с Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла , назначившего Лабзина историографом ордена. Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть "ученик мудрости". Из Эккарстгаузена Лабзин перевел: "Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню" (СПб., 1801; 3-е издание, М.

, 1816); "Важнейшие иероглифы для человеческого сердца" (СПб., 1803; 2-е издание 1816); "Облако над святилищем, или Нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет" (СПб., 1804); "Ключ к таинствам природы" (СПб., 1804; 2-е издание, 1821) и многое другое, из Юнга Штиллинга "Приключения по смерти" (СПб., 1805), неизвестного немецкого автора: "Просвещенный пастух" и т.

д. (СПб., 1806). В 1806 1807 годах Лабзин издавал, под псевдонимом Феопемпта Мисаилова, религиозно-нравственный журнал "Сионский Вестник"; в 1806 1815 годах выпустил 30 книжек под именем: "Угроз Световостоков". Успех этих книжек был огромный; они стали любимым чтением в благочестивых семьях; в светских гостиных говорили о помощи ближнему по советам "Световостокова", от его имени поступали крупные пожертвования в медико-филантропический комитет.

В 1816 г. Лабзин получил Высочайший рескрипт и орден за издание духовных книг на отечественном языке. В том же году министром народного просвещения стал личный друг Лабзина, князь А.Н. Голицын ; мистицизм сделался преобладающим течением, и во главе его стал Лабзин, решившийся вновь приняться за издание "Сионского Вестника". Журнал начал выходить с 1817 г.

, с посвящением "Господу Иисусу Христу", и сразу получил значительное для того времени распространение. Голицын освободил "Сионский Вестник" от обыкновенной цензуры, заявив, что будет сам цензором Лабзина. Против мистиков стояли многие, в том числе начинавший входить в силу архимандрит Фотий ; являлась даже мысль о неблагонадежности мистицизма.

Некоторые дальновидные люди, продолжая посещать Лабзина и участвовать в его молитвенных собраниях, втайне становились перебежчиками. К числу их принадлежал А.С. Стурдза ; получив от князя С.А. Ширинского-Шихматова критический разбор "Сионского Вестника", сделанный каким-то московским затворником Смирновым, он написал донос и подал его князю Голицыну.

Журнал Лабзина обвинялся в произвольном толковании учения о благодати, отрицании значения книги Царств, кощунственном учении о первородном грехе и т. д. Голицын долго защищал своего друга, но, наконец, согласился со многими выводами Стурдзы и передал цензурование "Сионского Вестника" врагу мистиков, ректору петербургской духовной семинарии, архимандриту Иннокентию .

Лабзин не мог и не хотел изменять направление своего журнала и вынужден был его прекратить. Литературная деятельность его тоже не могла идти успешно, и он с тех пор издал только: "Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видит, состояние своей души познавать и исправление свое по тому располагать может" (СПб., 1821). Фотий продолжал интриговать против Лабзина, чем можно объяснить и последовавшую в 1821 г.

его ссылку. Когда на собрании Академии Художеств зашла речь об избрании в почетные члены графа Д.А. Гурьева , Лабзин возражал против него, а на замечание о близости Гурьева к государю в горячности предложил избрать еще более близкого к нему человека кучера Илью. На Лабзина поступил донос, и он был выслан в Сенгилей, откуда переведен в 1823 г.

в Симбирск. Здесь он прожил, окруженный общим уважением, до смерти своей, в 1825 г. Богато одаренный от природы, Лабзин всю жизнь заботился о самообразовании и даже в старости изучал высшую математику. Ср. П. Бессонов "А.Ф. Лабзин" ("Русский Архив", 1866, № 6); М.А. Дмитриев "Воспоминания об Александре Федоровиче Лабзине" (ib.), "Записки" Струдзы ("Русская Старина", 1876, т.

XV), Витберга (ib., 1872, т. V); Скабичевский "Очерки по истории русской цензуры" (СПб., 1892); Н.Ф. Дубровин "Наши мистики-сектанты" ("Русская Старина", 1894 и 1895); "Русский Биографический Словарь" (статья Б.Л. Модзалевского ); "Воспоминания" С.А. Лайкевича ("Русская Старина", 1905 1910); Б.Л. Модзалевский "К биографии Новикова". Письма его к Лабзину, Чеботареву и др.

("Русский Библиофил", 1913); "Воспоминания" А.Е. Лабзиной, под редакцией Б.Л. Модзалевского (СПб., 1914); Н.Н. Булич "Очерки по истории русской литературы и просвещения" (1912); "Автобиография архимандрита Фотия" ("Русская Старина", 1894 1896). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лабзин александр федорович
Значение слова лабзин александр федорович
Что означает лабзин александр федорович
Толкование слова лабзин александр федорович
Определение термина лабзин александр федорович
labzin aleksandr fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):