Биографический словарь - лансере евгений евгеньевич
Лансере евгений евгеньевич
Лансере, Евгений Евгеньевич живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере . Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена Констана, Ж.П. Лоранса и др. В 1898 г. выставил свои иллюстрации к Бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С.
Дягилевым . С 1899 г. принимает постоянное участие в выставках "Мира Искусства"; до 1910 г. участвовал в выставках "Союза русских художников". Заведует художественною частью на Императорских гранильных фабриках. В 1912 г. избран академиком живописи. Талант Лансере очень разнообразен; им помечены его виньетки, шрифты, архитектурные рисунки, иллюстрации сказок и драм, декоративные панно и карикатуры.
Его исторические картины проникнуты любовью к родной старине и глубоким чувством эпохи (например, "Императрица Елизавета в Царском Селе", "Восшествие Елизаветы на престол", "Петербург в начале XVIII столетия", "Корабли времени Петра I", "У моря"). Лансере первый начал рисовать былую красоту Петербурга (1-й выпуск "Мира Искусства", 1902); "Старый Зимний дворец", "Мост через Зимнюю канавку" переносят в век Петра и Екатерины .Уже первый опыт Лансере показал, что у него есть громадный иллюстрационный дар и громадное мастерство. Очень интересны его иллюстрации к "Царской охоте" Кутепова и к "Царскому Селу" А. Бенуа ; столь же удачны фантастические композиции его к "Царю Голоду" Л. Андреева и стихотворениям К. Бальмонта , чрезвычайно остры его карикатуры в "Жупеле" и "Адской Почте".
Лансере превосходный график: ему удивительно удаются чисто декоративные сюжеты, исполняемые им то в каком-либо определенном старом стиле, то в манере, созданной им самим; его виньетки, заставки, надписи и обложки являются украшением многих книг и журналов ("Мир Искусства", "Золотое Руно", "Художественные сокровища России", "Ежегодник Императорских Театров" и др.
). Его этюды, рисунки, наброски дают яркое впечатление о пейзаже и быте Забайкалья, Маньчжурии, Кавказа. Очень интересны архитектурные проекты Лансере ("Кафе в Белграде"). Эскиз декорации последнего акта балета "Сильвия" и панно для "Святилища Патрика" в постановке Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере в области архитектурного пейзажа.
В Москве им исполнены панно в Большой Московской гостинице, плафон и фриз в доме Тарасовых, в Петербурге фреска в Cafe de France. Из произведений Лансере в музее Императора Александра III находятся: "Петербург в начале XVIII столетия", эскиз к балету "Сильвия" и 2 иллюстрации к Бретонским легендам; в музее Академии Художеств "Корабли времени Петра I"; в Третьяковской галерее "Никольский рынок в Петербурге" и "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе".
см. А. Ростиславов "Лансере" ("Золотое Руно", 1908, № 11 12); В. Курбатов "Е.Е. Лансере" ("Искусство", 1912, № 11 12, Киев); С. Маковский "Страницы художественной критики" (т. II); И. Остроумов и С. Глаголь "Художественная галерея П. и С. Третьяковых". С. Р-ва. .