Биографический словарь - лавров петр лаврович (миртов)
Лавров петр лаврович (миртов)
Лавров, Петр Лаврович известный писатель и политический деятель (1823 1900). Окончил курс в артиллерийском училище; был профессором математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861 1864 годах редактором выходившего тогда "Энциклопедического Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". К этому периоду относятся его труды: "Очерки вопросов практической философии" (СПб.
, 1860); "Три беседы о современном значении философии" (ib., 1861); "Очерк истории физико-математических наук" (выпуск I, ib., 1866; в "Морском Сборнике" 1865 1866 годов напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании). В 1866 г. Лавров был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому , Михайлову и другим) и в проведении вредных идей путем легальной печати.
Лавров был приговорен к увольнению от службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников, Вологодской губернии. Оттуда он сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Неделе"; в последней им были напечатаны в 1868 1869 годах его знаменитые "Исторические Письма", подписанные псевдонимом: Миртов (отдельное издание, СПб., 1870; полное издание, СПб., 1905). В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Лаврова из Кадникова. Лавров поселился в Париже, где пережил осаду и коммуну; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом. Из Парижа Лавров отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Тогда же он вступил в международное общество рабочих.
С 1873 по 1875 г. он издавал в Цюрихе три тома непериодического издания "Вперед" (XI, 810), а в 1875 1877 годах издавал двухнедельную газету под тем же названием. Программа журнала "Вперед" была построена на признании двух родов борьбы: "борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии", и "борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря борьбы за реализацию справедливейшего строя общества".
Главным классом, на который рассчитывал "Вперед", был, тем не менее, не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала "Вперед" был вполне окрашен в крестьянский оттенок. Журнал, редактированный Лавровым (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в 1870 годах в так называемом "хождении в народ".
Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874 1875 годы), за которым последовал ряд политических процессов (так называемые процессы 50-ти и 193-х, 1877 1878), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности. Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Лаврова.
В конце 1870 годов Лавров сделался не безусловным, несколько колеблющимся сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества. В 1882 г. Лавров был одним из основателей в Париже "Красного Креста Народной Воли", за что был выслан из Франции; в 1883 г. получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти.
С 1883 по 1866 годы он был одним из редакторов непериодического издания: "Вестник Народной Воли". В 1892 1896 годы Лавров принимал участие в издании "Материалов для истории русского социально-революционного движения", в которых поместил две статьи: "История социализма и русское движение" и "Народники 1873 1878 годов". Вообще Лавров писал очень много как в легальных, так и в нелегальных изданиях.
Его псевдонимы в легальной литературе: Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П-ский и многие другие. Начиная с конца 1890-х годов, стали появляться в России частью старые, частью новые работы Лаврова, выходившие под разными псевдонимами. Так появились: С.С. Арнольди "Задачи понимания истории.Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли", издание М. Ковалевского (М., 1898); Арнольди "Современные учения о нравственности и ее история" (СПб., 1904); Арнольди "I. Кому принадлежит будущее. II. Из рукописей 1890 годов" (СПб., 1905); Доленга "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Лаврова, изданного в "Женеве" [1894 1898] и оставшегося неоконченным: "Опыт истории мысли нового времени"); "Исторические письма" (см.
выше); "Народники-пропагандисты 1873 1878 годов" (1907) и др. Лавров писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России. В первом томе "Jahrbuch fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik" (Людвига Рихтера, Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России. В "Neue Zeit" 1880 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина.
Лавров называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически творческая. Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности.
Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой возможность постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного. Но как то, так и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии.
Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское. Нравственность не прирожденна человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же, как далеко не все доходят до научного мышления.
Прирожденно человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений. Большинство останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться.
По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству.
Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы.
Прогрессом Лавров считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса.
История, как наука, есть отыскивание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. см. П.Н. Милюков "П.Л.
Лавров" (некролог, "Мир Божий", 1900, № 3); С. Ан-ский "П.Л. Лавров" ("Русское Богатство", 1905, № 8); "Воспоминания педагога", В.Г. фон Бооля ("Русская Старина", 1904, № 9); "Страничка из воспоминаний", Лесевича , в сборнике "На Славном Посту"; Засодимский "Страничка из литературных воспоминаний" ("Исторический Вестник", 1904, № 5); "Семидесятилетие П.Л. Лаврова" (издание группы старых народовольцев, Женева, 1893); Кареев "Теория личности П.
Л. Лаврова" ("Историческое Обозрение", 1901; перепечатано во II т. "Собрания сочинений" и отдельно); М. Негрескуль (дочь Лаврова) "Отрывки из воспоминаний" (о бегстве П.Л. Лаврова из Кадникова, "Сын Отечества", 1905, № 245); Русанов "Социалисты Запада и России" (1908); его же "П.Л. Лавров" ("Былое", 1907); Раппопорт "Социальная философия Лаврова" (1905); "К процессу П.
Л. Лаврова" ("Былое", 1906); П.Л. Лавров "О себе самом" ("Вестник Европы", сентябрь и октябрь, 1910); Tcheskis "La philosophie sociale de L." (Петроград., 1913). .