Биографический словарь - лазарь (старообрядческий учитель)
Лазарь (старообрядческий учитель)
Оттуда, незадолго до приезда восточных патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою "Челобитную" царю Алексею Михайловичу , переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг.
Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык и сослали в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: "Щит православия" (1675) и "Духовное дело святейшего патриарха". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Лазарь был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием, в 1681 г.
Сочинения Лазаря указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью. Главная их черта мистицизм. Ср. Александр Бровкович "Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками" (1874); М. Юркевич "Поп Лазарь-расколоучитель" ("Кишиневские Епархиальные Ведомости", 1874, № 21); В.
Дружинин "Писания русских старообрядцев" (СПб., 1912); Я. Барсуков "Памятники первых лет русского старообрядчества" (СПб., 1912); Н. Каптерев "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" (издание 2-е, Сергиев Посад, 1913); его же "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" (т. I II). .