Биографический словарь - лесевич владимир викторович
Лесевич владимир викторович
Лесевич, Владимир Викторович философ ново-позитивистического направления (1837 1905). Учился в санкт-петербургском инженерном училище и академии генерального штаба. В 1879 1888 годах жил в ссылке, сначала в Сибири, потом в Казани, Полтаве и Твери. Первые работы Лесевича ("Очерк развития идеи прогресса", в "Современном Обществе" 1868, 4 и 6; "Философия истории на научной почве", в "Отечественных Записках", 1869, 1; "Позитивизм после Конта", там же, 4; "Общие гносеологические вопросы и их решение", там же, 1870, 7; "Новейшая литература позитивизма", там же, 1871, 5; "Характеристические черты развития философии и науки в средние века", в "Знании" 1873, 10 и 12; "Первые провозвестники позитивизма", в "Отечественных Записках", 1873, 12; "Классики XIV и XV столетий", там же, 1874, 12; "Как иногда пишутся диссертации", там же, 1875, 1) стоят на почве контовского позитивизма, в понимании Литтре и Вырубова .
"Опыт критического исследования основоначал позитивной философии" (СПб., 1877) обнаруживает в Лесевиче стремление развить дальше контовские основоначала. Последователи Конта, по мнению Лесевича, остановили развитие позитивной системы. Высшую стадию позитивизма Лесевич видит в научно-критической философии или критическом реализме, представителями которого являются германские новокантианцы (Авенариус, К.
Геринг, Риль и др.). Преобразованный в духе критицизма и достигший полной зрелости позитивизм, переходя в критический реализм, становится такой научной философией, которая вполне соответствует современному развитию науки и обладает всеми средствами для полного осуществления и ясного формулирования своих гуманистических стремлений.Черты этой научной философии Лесевич ближе обрисовывает в "Письмах о научной философии" (СПб., 1878) и в этюде: "Что такое научная философия?" (СПб., 1891). Ей предстоит раскрыть необходимость переменить во всех сферах жизни, возбудить вкус к изучению вопросов, разрешение которых может способствовать человеческому благу, и повлиять на устранение, в области общественных отношений, преобладания традиции и рутины.
Другие его статьи философского содержания вошли в состав книги: "Этюды и очерки" (СПб., 1886), где помещены также статьи историко-литературные. С 1915 г. в Москве издается "Собрание сочинений Лесевича". .