Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - макарий (михаил петрович булгаков)

Макарий (михаил петрович булгаков)

Макарий (Михаил Петрович Булгаков) митрополит Московский (1816 1882), известный церковный историк и богослов. По окончании киевской духовной академии преподавал там русскую историю, гражданскую и церковную. В 1842 г. Макарий перемещен в петербургскую академию на кафедру богословия. Лекции его вышли в 1847 г. под названием "Введение в православное богословие" и доставили автору степень доктора.

В 1849 г. появился первый том "Богословия догматического", составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях. В сокращенном виде "Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия" доселе издается, по определению Святейшего Синода, как учебник.

Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока, являясь почти символической книгой православной церкви. С 1846 г. начала выходить "История русской церкви" в тринадцати томах труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к ней служит "История русского раскола, известного под именем старообрядчества".

В 1850 г. Макарий был назначен ректором академии и возведен в сан епископа. В 1854 г. Академия Наук выбрала его академиком. Макарий редактировал "Христово Чтение", поместил в нем, а также в "Известиях Академии Наук", много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, Макарий скоро приобрел много врагов.

В 1857 г. ему устроили почетную ссылку в Тамбов. В 1859 г. он был назначен в Харьков, в 1868 г. на кафедру литовскую, а в 1879 г. митрополитом Московским. Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды.

Представители мракобесия были правы в том отношении, что ученый и благородный иерарх не мог принадлежать к их черному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперед. Не без основания некоторые исследователи полагают, что Макарий многим обязан дореформенной духовной школе, прошлое которой бесспорно лучше настоящего.

Созданная в начале XIX в. при участии таких деятелей, как Сперанский , Голицын , устроенная и управляемая знаменитою комиссией духовных училищ, эта школа не была еще изуродована реформами Протасова , будила у своих питомцев серьезное отношение ко всему окружающему, располагала их к свободному обсуждению запросов жизни и духа. В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени.

Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов. Академический устав 1869 г., который доселе оплакивают, как невозвратное прошлое, лучшие представители богословской науки, вступил в жизнь только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов Макария. Он так и называется "Макарьевский устав".

В семидесятых годах Макарий председательствовал в комитете по преобразованию церковного суда и вел дело в направлении полезных изменений. Но здесь сопротивление оказалось очень сильно, и все осталось по-старому. Не могут быть не отмечены черты высокого благородства, украшающие память Макария. О его отношении к бедствовавшему противнику, академику Е.

Е. Голубинскому , см. том XIV, страница 64. Еще более характерно его отношение к епископу Алексию (А.Ф. Лаврову) . Лавров был упорным противником всех планов Макария по части преобразований суда и выпустил анонимную книгу "Предполагаемая реформа церковного суда", направленную против Макария поступок, "не вполне корректный в отношении к председателю комитета".

Судьба свела противников в Москве, где Макарий был митрополитом, а Алексий викарием. Макарий не сделал ни малейшего движения, чтобы избавиться от сотрудничества Алексия, и даже выражал удовольствие по поводу того, что может пользоваться его помощью. При начале своей учено-литературной деятельности Макарий дал обет делать сбережения от продажи своих сочинений.

Эти сбережения он завещал в распоряжение Академии Наук, Синода и духовных академий. Ежегодные проценты в размере 5000 рублей переходят поочередно из академии в Синод для премирования ученых сочинений. Суммы, отказанные академиям, идут на тот же предмет. Макарий был и выдающимся проповедником. см. Г.И. Титов "Москва, митрополит Московский и Коломенский" (тома I II, Киев, 1895 1903); его же "Московский митрополит М.

Булгаков. К 25-летию со дня кончины" ("Богословский Вестник", 1907, июль); профессор В.Ф. Кипарисов "Митрополит Московский Макарий, как проповедник" ("Богословский Вестник", 1893). А. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое макарий (михаил петрович булгаков)
Значение слова макарий (михаил петрович булгаков)
Что означает макарий (михаил петрович булгаков)
Толкование слова макарий (михаил петрович булгаков)
Определение термина макарий (михаил петрович булгаков)
makariy (mihail petrovich bulgakov) это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):