Биографический словарь - маковские (семья художников)
Маковские (семья художников)
Маковские, семья художников. 1) Константин Егорович Маковский, сын известного Московского любителя искусства, одного из основателей училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского (1800 86). Родился в Москве, в 1839 г.; 12 лет поступил в упомянутое училище, где его наставниками были М. Скотти , С. Зарянко и В. Тропинин ; в 1857 г.
получил малую серебряную медаль от Академии Художеств. В 1858 г. переселился в Петербург и поступил в ученики академии; первая выставленная картина Маковского "Исцеление Христом слепых" (1860). В 1861 г. награжден малой золотой медалью за картину: "Агенты Димитрия самозванца убивают Федора Годунова". По получении этой награды, Маковскому предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он, вместе с 12 товарищами, недовольными отказом в выборе конкурсных задач, по собственному усмотрению, вышел из академии со званием художника 2-й степени и принял участие в учреждении художнической артели; членом ее оставался недолго.
В 1867 г., за картины: "Бедные дети" (у Д.В. Стасова , в Петрограде) и "Селедочница" и за три портрета (генерала Кауфмана , генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) академик, в 1869 г. за картину: "Балаганы на Адмиралтейской площади" (в музее Александра III ) профессор. В 1876 г. ездил на Балканский полуостров и в Египет. Многочисленные произведения Маковского портреты и картины историко-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания быстро составили ему известность.
Выставлял с 1879 по 1883 г. на выставках передвижников, впоследствии устраивал отдельные выставки. Некоторые картины Маковского были выставлены в Париже и в Северо-Американских Соединенных Штатах. С 1898 г. действительный член Академии Художеств. Эффектная ловкость композиции и освещения, экспрессивный, хотя недостаточно верный рисунок, блестящий, но чересчур цветистый и слащавый колорит, мастерство выписки костюмов и прочих аксессуаров отличают работы Маковского, между которыми, сверх вышепоименованных, главные: "Похороны в деревне" (1872; у К.
Солдатенкова , в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876; в Музее Александра III, повторение в Аничковом дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879; в Музее Императора Александра III), "Свадебный пир в боярской семье" (1883; в Америке), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895; в Музее Императора Александра III), 6 декоративных панно для дома фон-Дервиза , в Петрограде ("Амуры-садовники" и "Башня вод"), портреты: А.
С. Даргомыжского , сенатора Веймарна . А.Е. Тимашева , жены художника с детьми, графа Муравьева-Амурского , графа С.Р. Строганова, певца О. Петрова , А.Н. Островского , Н.И. Костомарова , Д.В. Григоровича и другие. 2) Владимир Егорович Маковский, брат предыдущего. Родился в Москве, в 1846 г. Художественное образование получил в училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1869 г., за картину: "Крестьянские мальчики стерегут лошадей", классный художник 1-й степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию; а в 1878 г., за картину: "Любители соловьев" (в Третьяковской галерее), академик. С самого учреждения товарищества передвижных выставок был деятельным его членом. Состоял преподавателем Московского училища живописи и ваяния.
В 1894 г. назначен профессором-руководителем мастерской Академии Художеств, затем ректором высшего художественного училища академии. В 1902 г. устроил, одновременно с Е. Волковым, выставку своих произведений. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества, мастерски владея рисунком, Маковский занял, по смерти Перова, выдающееся место среди русских жанристов.
Он изображает преимущественно сцены из быта низшего и среднего сословий, остроумно задуманные, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в офорте. Огромное количество его картин рассеяно по домам любителей искусства; некоторые из них в Третьяковской галерее и в Музее Императора Александра III.
Наиболее характерные из них: "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии", "Крах банка" (1881), "Оправданная" (1882), "Семейное дело" (1884), "Материалист и идеалист" (1900). 3) Николай Егорович Маковский (1842 1886), брат предыдущих.Получил образование в Московском архитектурном училище дворцового ведомства и в Академии Художеств по отделению архитектуры; получил звание свободного художника с правом производить постройки. Пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды и пейзажи. За "Вид церкви в селе Дьякове", классный художник 3-й степени, за "Вид Москвы" классный художник 2-й степени.
В 1874 г. ездил на Восток. Большая часть его масляных картин и акварелей появлялась на передвижных выставках. Могут быть отмечены: "На пашне в Малороссии", "Крутицкие ворота в Москве", "Улица в Каире", "Около Нижнего Новгорода" (в Третьяковской галерее), "Внутренность Благовещенского собора в Москве" (в Музее Императора Александра III) и "Ярмарка в Малороссии".
4) Александра Егоровна Маковская (умерла в 1915 г.), сестра и ученица предыдущих. Кроме масляной живописи, занималась офортом. В Третьяковской галерее ее картина: "В окрестностях Петербурга". 5) Александр Владимирович Маковский, сын 2-го (родился в 1869 г.). Учился в Академии Художеств. Работы его появляются, главным образом, на выставках товарищества передвижников.
С 1911 г. академик живописи, с 1913 г. профессор классов высшего художественного училища академии. 6) Сергей Константинович Маковский, сын 1-го (родился в 1878 г.). Основатель и редактор-издатель журналов "Аполлон" (с 1909 г.) и "Русская икона" (с 1914 г.). Написал "Страницы художественной критики" (3 книги, Санкт-Петербург, 1906 1913). Издал также книжку стихов (1905).
.