Биографический словарь - нарежный василий трофимович
Нарежный василий трофимович
Нарежный Василий Трофимович русский писатель (1780 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете.
Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.
Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в "Приятном и полезном препровождении времени" Подшивалова и Сохацкого (1798) и в "Ипокрене" Сохацкого (1799 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: "Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова" не выделяется из ряда ей современных.
Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе все это изображено им в сатирическом романе "Черный год, или Горские князья", наполненном, по образцу модных тогда romans d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию "Дмитрий Самозванец" неудачный сколок с "Разбойников" Шиллера.Открытие "Слова о Полку Игореве", переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть "Славенских вечеров" (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в журнале "Цветник" еще две повести, несколько более удобочитаемые.
В 1814 г. появились первые три части романа Нарежного: "Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за "предосудительные и соблазнительные места".
Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества.
Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: "Аристион, или Перевоспитание" (1822). Талантливо начертан только тип скупца пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Нарежный издал "Новые повести", часть в сентиментальном роде ("Мария"), часть в восточном, поучительном ("Турецкий суд"), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в "Жильблазе".
Повести "Богатый бедняк", "Запорожец", "Заморский принц" являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с "Ревизором". Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, "Бурсак", вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях.
Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы.
Повесть "Два Ивана, или Страсть к тяжбам" вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие "образованного вкуса", за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта.
Современники называли Нарежного "Теньером русской литературы", но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер "местности и народности". По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному "одному и первому" из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность схватить подробности русской жизни для составления русского романа.
Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века. см. Н.А. Белозерская "Василий Трофимович Нарежный" (2-е изд.
, 1896); академик К.Н. Бестужев-Рюмин , в "Отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова" (1895). Романы и повести Нарежного изданы Смирдиным в 1835 1836 годы; позже отдельно издан А. Сувориным "Бурсак". В. Перетц. .