Биографический словарь - нестеров михаил васильевич
Нестеров михаил васильевич
Затем появились его "Христова невеста" (в Третьяковской галерее) и "За приворотным зельем". Большой успех имели на выставках товарищества передвижников картины Нестерова: "Пустынник" (в Третьяковской галерее; повторение в музее Александра III ) и, в особенности, "Видение отроку Варфоломею" (преподобному Сергию Радонежскому ; также в Третьяковской галерее).
Принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, где ему принадлежат запрестольные образа в двух приделах на хорах и по 10 других образов там же, по 4 образа в диаконике и жертвеннике и "Богоявление" в крестильнице. В храме Воскресения Христова ("Спаса на крови"), в Петрограде, по его оригиналам исполнены в мозаике образа Нерукотворенного Спаса и Воскресения на внешних фронтонах и 6 образов в иконостасе и в отдельных киотах.
Им написаны иконы для церквей в Новой Чартории (Волынской губернии) и в Гаграх (на Кавказе) и произведена роспись дворцовой церкви в Аббас-Тумане (акварельные эскизы в музее Александра III). В последнее время им выполнена обширная роспись нового собора Марфо-Мариинской обители в Москве, и написаны образа для собора в Сумахе. Внимания заслуживают также картины Нестерова: "Юность преподобного Сергия" (1892 97; в Третьяковской галерее), "Под благовест" (в Тенишевском музее, в Смоленске), "Труды преподобного Сергия" (1896 97; в Третьяковской галерее), "На горах" (у графа Меринга , в Киеве), "Великий постриг" (1897 98; в музее Александра III), "Благовещение" (собственность Государя Императора), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891 99; в музее Александра III), "Святая Русь" (в музее Академии Художеств), "Святой Димитрий Царевич убиенный" (1899; в музее Александра III), акварель "Прощание преподобного Сергия с князем Димитрием Донским" в Третьяковской галерее). Более замечательные его портреты: дочери художника (1906; в музее Александра III) и Л.Н. Толстого (в Третьяковской галерее). С 1910 г. Нестеров действительный член Академии Художеств.Нестеров один из самых замечательных религиозных мастеров нашего времени, глубоко-оригинальный по своим замыслам, чуждый и ложного пафоса, и официальной елейности; несравненный поэт русской природы, в особенности хрупких ранне-весенних настроений; прекрасный истолкователь еще более в своих картинах, чем в образах, народного религиозного идеала.
Словами "кроткое умиление" всего лучше характеризуется сущность творчества Нестерова. Им написаны воспоминания о Левитане ("Мир Искусства", 1903, № 39 40). Ср. С. Глаголь, в изд. И. Кнебеля "Московская Городская Художественная Галерея П. и С. Третьяковых" (М., 1909); готовится к выходу в свет его же обширная монография о Нестерове в серии "Русские художники" под ред.
И. Грабаря ; Нина Николаева "Нестеров" ("Летучая Энциклопедия", изд. Маевского ). В. Р. .