Биографический словарь - никита кожемяка
Никита кожемяка
Никита Кожемяка герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой России на сюжет змееборства; специальная черта сказки та, что Кожемяка (иначе Кирилл, Илья Швец) до убиения змея и освобождения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож.
В наиболее полных вариантах (белорусского и малорусского) дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки; просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну.
В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками. В великорусском пересказе иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил змея и утопил его труп.
"Змеевые" валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины [Варианты сказки о Никите см. в "Народных русских сказках" Афанасьева (кн. I, стр. 405, и кн. IV, стр. 143 146); также Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края" (т. II, № 82); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край.
Юго-западный отдел. Материалы и исследования", собранные П. Чубинским (III, № 45); Романов "Белорусский сборник" (IV, № 32); Драгоманов "Малорусские народные предания и рассказы" (стр. 248 249); Кулиш "Записки о Южной Руси" (т. II, стр. 27 30); Nowosielski "Lud ukrainski" (т. I, 278 284)]. Древность сказки на русской почве засвидетельствована начальной летописью рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря, в память чего князем был построен город Переяславль ("зане Переяслав отроко-т").
Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом. Чудесную силу его обнаруживает отец, рассказавший, как юноша, раздраженный его бранью, перервал кожи. Владимир испытывает силу богатыря, выпустив на него разъяренного быка; юноша рукой вырывает у быка кусок мяса с кожей и успешно борется затем с печенежским богатырем (см.
Лавров, летописи). Возможно, что здесь ранняя книжная передача былины, так называемого Киевского цикла. С забвением исторического события изменилось и имя героя, и его противник Печенег заменен сказочным змеем похитителем девиц. Подобные переработки исторического предания в сказку имеются в бессарабском сказании о Стефане Воде, победившем дракона; в основе лежит предание о битве князя Стефана с турками в 1474 г.
Подвиг осетинского героя (Кантемура) впоследствии также отлился в форму борьбы со змеем (см. Вс. Миллер "Экскурсы в область русского народного эпоса"). Раньше, при господстве мифологической эксегезы народных сказаний, сказки о Кожемяке объяснялись как борьба бога громовника с тучей (печенежским великаном), ибо облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам.
см. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (т. II, стр. 590); Ф. Буслаев "Исторические очерки народной словесности и искусства" (т. II, стр. 107); П. Владимиров "Введение в историю русской словесности" (1896, стр. 143); "Этнографическое Обозрение" (V, стр. 254); "Журнал Министерства Народного Просвещения" (1864, № 3); Худяков "Народные исторические сказки"; Костомаров "Исторические монографии" (XIII, 205); Халанский "Южнославянские сказания о кралевиче Марке" (стр.
276). .