Биографический словарь - палей палий семен
Палей палий семен
Палей Палий (Семен) казацкий полковник, принимавший видное участие в событиях истории Малороссии в конце XVII и начале XVIII веков. Сын простого казака Филиппа, по прозванию Гурко, П. родился в Борзне и в ранней молодости ушел в Запорожье, где и был прозван за свои военные подвиги П. ("сжигателем"). Около 1685 года П. поселился на правом берегу Днепра, где в то время польский король Ян Собеский, вступая в войну с Турцией, задумал восстановить казачество, заселив область между Днепром и Днестром новыми военными силами.
Палею было уступлено местечко Хвастово (в нынешней Киевской губернии, Васильковского уезда), взамен чего он обязался защищать со своим отрядом Польшу от набегов мусульман. На первых порах П. был верен королю: удачно воевал с татарами, полонил одного солтана, разорял Очаков. Имя П., наводившего ужас на мусульман, сделалось весьма популярным в Малороссии.
В Хвастово стекались казаки и с левого, русского берега Днепра, где замечалось сильное недовольство Мазепой . С 1688 года П. начинает тяготиться своей зависимостью от Польши. Он неоднократно просит Москву принять его земли под свою руку, но московское правительство, опасаясь нарушить мир с Польшей, отказывает. Между тем преемник Яна Собеского, король Август II, по окончании войны с Турцией нашел ненужным дальнейшее существование казачества на польской земле. Появились королевские универсалы о распущении казацкой милиции. П. вместе с другими полковниками (Искрой, Самусем) открыто восстает и овладевает Белой Церковью, Немировым и другими городами, беспощадно истребляя шляхту, ксендзов и евреев.По просьбе польского короля, своего союзника в войне со шведами, Петр I посылает грамоты к П. с требованием сдать Белую Церковь, но П. прочно держится в крепости, несмотря на то, что другие полковники уступили. Мазепа, давно уже задумавший уничтожить опасного для его власти, любимого народом П., писал в Москву, что П. собирается перейти к шведам, опустошавшим в то время Польшу.
Гетману удалось хитростью заманить к себе П., и, арестовав его, отправить в Батурин. В марте 1705 года П. вместе со своим пасынком Симашко был отвезен в Москву и оттуда сослан в Сибирь (в Томск). Через несколько лет, когда обнаружилась измена Мазепы, П. был возвращен вместе с другими лицами, невинно пострадавшими от наветов гетмана. Скончался П.
вскоре после Полтавской битвы, в которой принял участие в рядах казаков, оставшихся верными России. Жизнь П., прошедшая в беспрерывных столкновениях с поляками, русскими, турками и татарами, и, особенно, его трагическая судьба дали обильную пищу народному воображению. Про П. сложено на Украине множество песен, легенд и дум. П., в противоположность своему врагу Мазепе, рисуется поборником народа, его заступником пред государями.
Ему приписывается сверхъестественное рождение. Он "характернык", т. е. колдун, каким, по мнению народа, было большинство запорожцев. Арест П. и его дальнейшую ссылку народ объясняет различно. По одной версии, П. во время крестин Мазепы предупреждал Петра I, что государь в лице своего крестника приобретает себе в будущем врага престолу.
Петр разгневался и отослал П. "за Писково море", где ездят "меделянами" (т. е. на собаках). В одной недавно записанной песне говорится, что П. жив до сих пор и последовательно, вместе с месяцем, то делается молодым, то стариком. см. "Мазепа", историческая монография Н. Костомарова ; "Этнографическое Обозрение" 1889, кн. 2-я, ст. В. Каллаша. .