Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - пругавин александр степанович

Пругавин александр степанович

Пругавин (Александр Степанович) публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья: "Знаем ли мы раскол?" (в "Неделе", 1877, № 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в "Голосе", "Новом Времени", "Русском Курьере", "Стране", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русских Ведомостях", "Историческом Вестнике", "Неделе" и других.

Наиболее замечательные из них: "Еретики" ("Голос", 1880, № 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и особенно в великом князе Константине Николаевиче , благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), "Шлиссельбургская крепость" ("Русская Мысль", 1880, № 12), "Раскол и его исследователи" (ib.

, 1881, № 2), "Значение сектантства в русской народной жизни" (ib., 1881, № 1), "Алчущие и жаждущие правды" (ib., 1881, № 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты "сютаевцев" в Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л.Н. Толстого , так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в "Revue des deux mondes", 1883, № 1), "Соловецкие узники" (ib.

, 1881, № 11), "Генерал Пашков и его проповеди" ("Новое Время", 1880, № 1413), "Привилегированное сектантство" и "Религиозные кружки в Санкт-Петербурге" ("Голос", 1882, № 67, 74, 87 и другие), "Пашковцы" ("Русская Мысль", 1884, № 5; о Пашкове и пашковцах Пругавин первый поднял вопрос в печати), "Немоляки" ("Вестник Европы", 1883, № 2), "Уральское старообрядчество" ("Голос", 1883, № 33 и 37), "Чернокнижники" ("Русские Ведомости", 1883, № 151 и 152), "Губернаторское описание Выгорецкого общества" ("Исторический Вестник", 1883, № 8), "Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года" ("Русская Мысль", 1883, № 10 и 11), "Штунда в Орловской губернии" ("Русские Ведомости", 1884, № 63 и 70), "Вредные секты.

Очерки уральского сектантства по официальным данным" ("Русская Старина", 1884, № 3 и 4), "Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения" ("Исторический Вестник", 1884, № 11 и 12), "Граф Лев Николаевич и Сютаев" ("Неделя", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и "Религиозные кружки в Москве" ("Северный Вестник", 1887, № 2).

Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги: "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры.

Появилась в отд. изд. из работ П. по расколу только "Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (Москва, 1887). В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал "тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа".

Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал "Программу для собирания сведений о том, что читает народ" (Москва, 1888; 2-е изд., 1891); "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения" (Москва, 1890; 2-е изд.

, 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли"); "Законы и справочные сведения о начальном народном образовании" (Санкт-Петербург, 1898).

Его новейшие труды: "Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости" (СПб., 1903); "Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола" (Москва, 1904); "Религиозные отщепенцы" (2 выпуск, СПб., 1904); "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" (Москва, 1905); "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (Москва, 1905).

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пругавин александр степанович
Значение слова пругавин александр степанович
Что означает пругавин александр степанович
Толкование слова пругавин александр степанович
Определение термина пругавин александр степанович
prugavin aleksandr stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):