Биографический словарь - селиванов кондратий
Селиванов кондратий
Сначала он притворился немым, но потом заговорил и руководительницей радения был признан "богом над богами, царем над царями, пророком над пророками". Оставшись жить в обществе хлыстов, Селиванов был признан Акулиной Ивановной за своего "сына Божия", рожденного от нее, непорочной девы, по наитию святого Духа. Возмущенный распространением среди хлыстов разврата, Селиванов начал проповедовать оскопление как вернейшее средство избежать плотского греха; но в корабле Акулины Ивановны учение Селиванова не привилось.
Отделившись от хлыстов, Селиванов завел в селе Сосновке (близ Моршанска, Тамбовской губернии) свой особый корабль и объявил себя сыном Божиим искупителем (оскопителем), который пришел спасти род человеческий от лепости (сладострастия), сокрушать душепагубного змия (то есть оскоплять), ввести в мир огненное крещение. В 1882 г. началось первое следственное дело о скопцах.
Селиванов на первых порах успел скрыться. Через 2 года он был пойман и в 1775 г., после телесного наказания, сослан в Нерчинск, но дошел только до Иркутска и там, неизвестно по какой причине, остался жить. Испытанные Селивановым истязания поэтически и в трогательной для простолюдина форме переданы им самим в "Страдах". Пять лет спустя после ссылки Селиванова скопцы стали подумывать, как бы возвратить его из Сибири.
Место пребывания Селиванова было отыскано; найдены были и лица, которые согласились отправиться в Сибирь; собраны были необходимые для путешествия средства. Было решено, отыскав Селиванова, уговорить его к побегу. Посланные виделись с Селивановым, но бегство его тогда оказалось невозможным. Около 1795 г. Селиванов успел уйти из Сибири и явился в Москве.
Здесь он прослыл не только за искупителя, но и за царя Петра Федоровича . До императора Павла Петровича еще и ранее доходили слухи, что Петр III, его отец, жив и находится в Сибири; теперь появилась молва, что он в Москве. В 1797 г. Селиванов оказался в Петербурге и, по рассказам скопцов, был представлен императору Павлу I. На вопрос последнего: "ты мой отец?" Селиванов ответил: "греху я не отец; прими мое дело (оскопление), и я признаю тебя своим сыном".
Хотя официальных свидетельств, подтверждающих сказание скопцов, не имеется, но, принимая во внимание, с одной стороны, важность преступления Селиванова, то есть его политическое самозванство, а с другой предшествовавший этому событию факт вызова Павлом I Шилова из Динаминда, можно с вероятностью допустить, что и Селиванов был также представлен государю.
Свидание Селиванова с императором окончилось тем, что его велено было препроводить в дом сумасшедших (иначе Обуховский). В 1802 г. Селиванов был освобожден оттуда и отправлен на жительство в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят был на поруки камергером (бывшего польского короля Станислава Понятовского) Елянским, принявшим скопчество.
Желая "увенчать всероссийского монарха новым лавром", Елянский составил для поднесения государю оригинальный проект полного преобразования государства в скопческом духе, с приложением "Известия, на чем скопчество утверждается". По этому проекту вся Россия должна была обратиться в какой-то скопческий корабль. Государь, подобно Иисусу Навину, должен управлять государством по гласу небесному, а для этого при нем должен постоянно находиться искупитель Кондратий Селиванов и "аппробовать все тайные советы", так как в "нем полный Дух небесный Отцем и Сыном присутствует".
Себе самому Елянский скромно предоставлял второе место по искупителе и власть над войсками. Результатом этого сумасбродного проекта было то, что автор его был отправлен в суздальский монастырь, а с Селиванова взято обещание не производить оскоплений. Обещание это при первом же удобном случае было нарушено. Радения совершались постоянно, с большой торжественностью.
При входе Селиванова в комнату, где собирались для радений, его называли богом, а он, махая белым батистовым платком, говорил: "покров мой святой над вами!" В дом, в котором производились радения, вход полиции был запрещен по Высочайшему повелению. Значение Селиванова все возрастало, и не только между скопцами, но даже среди православного общества Петербурга, привлекая к нему множество суеверных посетителей, особенно посетительниц из купчих и знатных барынь, желавших принять от "старца" благословение, выслушать назидание или какое-либо предсказание.
В 1805 г. Селиванова посетил даже сам государь. Так продолжалось до 1820 г. В 1819 г. Санкт-Петербургский генерал-губернатор граф Милорадович узнал, что в собрания скопцов были увлечены двое его племянников и что в корабле Селиванова оскоплено несколько нижних чинов из гвардейских полков и матросов, особенно из ластовых экипажей, и просил князя Голицына довести о таком важном обстоятельстве до сведения государя.
Но правительство и теперь прибегло сначала к старой мере увещаний, которые тянулись до июня следующего 1820 г.; наконец, решено было взять Селиванова под арест и секретно сослать в суздальский Евфимиев монастырь, где он и оставался до самой смерти (в 1832 г.). Ходатайство скопцов об освобождении Селиванова были безуспешны. В монастыре Селиванова содержали довольно свободно.
Скопцы ходили туда к нему на поклонение; он раздавал приходившим свои волосы и остатки хлеба от стола, которые и хранились ими, как священные предметы. Селиванов написал: "Послание", "Страды" и девять писем к священнику Сергееву . "Послание" и письма не что иное, как увещания его последователей жить согласно с скопческими правилами.
"Послание" в первый раз было издано Надеждиным в приложении к его "Исследованию о скопческой ереси" (1845); в "Сборник правительственных сведений о раскольниках" В. Кельсиева оно также вошло (III выпуск). В 1864 г. "Послание" издано было Толстым в "Чтении Общества Истории и Древностей Российских" (1864), вместе со "Страдами". Письма Селиванова, в количестве двух, изданы были первоначально Надеждиным, потом вошли в "Сборник" Кельсиева и, наконец, напечатаны Мельниковым ("Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1872).
"Страды" это повествование о приключениях, какие испытал в своей жизни основатель скопческой секты до возвращения из Сибири. Отдельное издание "Страд" помещено в приложении к тому же "Исследованию" Надеждина, которое вошло и в "Сборник" Кельсиева. Мельников издал первую редакцию "Страд", которая отличается как по полноте, так и по оглавлению.
Последнее читается так: "страданий света, истинного государя батюшки, странствований и трудов дражайшего нашего искупителя и вселенского учителя оглашение" ("Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1872). Ср. Н. Реутский "Люди Божии и скопцы" (Москва, 1872; рецензия Е. Барсова в "Православном Обозрении", 1873, февраль); Протопопов "Опыт исторического обозрения мистических сект в России" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1867, ноябрь); К.
Кутепов "Секты хлыстов и скопцов" ("Православный Собеседник", 1882, в приложении); священник А. Рождественский "Хлыстовщина и скопчество в России" (Москва, 1882); Н. Ивановский "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" (ч. II и III, Казань, 1899); П. Знаменский "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888); священник Н.
Кутепов "Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей" (Новочеркасск, 1899). .