Биографический словарь - семенова екатерина семеновна
Семенова екатерина семеновна
Семенова (Екатерина Семеновна) знаменитая актриса (1786 1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновенно красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям.
Еще больше способствовали ее успеху сила чувства и искреннее увлечение. Семенова появилась на рубеже двух течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только начинала нарождаться. Переходной ступенью этих двух течений были трагедии Озерова .
Семенова (с актерами Шушериным и Яковлевым ) была соратницей Озерова в первых завоеваниях нового направления. Первым большим успехом и писателя, и артистки было первое представление трагедии Озерова: "Эдип в Афинах" (1804). С.Т. Аксаков рассказывает, что во время представления "Эдипа", когда у Семеновой-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинов и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть ее на сцену.
Образование Семеновой, не только общее, но и сценическое, было очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у других. Сперва Семенова разучивала роли под руководством начальника репертуара, князя Шаховского ; потом, заподозрив его в пристрастии к Вальберховой , стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного поэта Гнедича ; наконец, она много присматривалась к приемам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы Жорж.
Но силу ей давал все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонников Жорж и Семеновой; наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства Семеновой. Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток темперамента, всегда блещущего у Семеновой. Лучшие роли Семеновой были в пьесах Эдип, Фингаль, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред, Меропа, Медея, Семирамида, Федра.
Она играла и в шекспировских трагедиях, а также в шиллеровской "Марии Стюарт". Успех и поклонники избаловали Семенову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем Иваном Алексеевичем Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением как на службе, так и в литературных кружках.
По назначении директором театров князя Тюфякина Семенова не вынесла его грубости и резкости и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял Майков , снова выступила на сцене. В 1826 г. Семенова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского: "Пожарский".
Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семеновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. Переехав в Москву, Семенова согласилась обвенчаться со своим покровителем.
Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семеновой: Пушкин , Аксаков , Надеждин , Погодин . В 1832 г. умер князь Гагарин; последние годы жизни Семеновой были омрачены семейными неприятностями. Ср. "Исторический Вестник", 1886, сентябрь. В. Крылов. .