Биографический словарь - скопин-шуйский михаил васильевич
Скопин-шуйский михаил васильевич
Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 1610) князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе Годунове подвергся опале, С.-Шуйский получил воспитание под руководством матери и обучался "наукам". Уже при Борисе Годунове был стольником; Лжедимитрий I произвел его в великие мечники и поручил привезти в Москву царицу, Марфу .
При Василии Шуйском С.-Шуйский как племянник царя стал близким человеком к престолу. На военное поприще он выступил в 1606 г., с появлением Болотникова (см.), которого дважды разил: при р. Пахре, имея в своем распоряжении небольшой отряд, тогда как незадолго до того главные силы московского войска, предводительствуемые Мстиславским и другими боярами, потерпели от Болотникова полное поражение, и при урочище Котлах.
После второго поражения Болотников засел в Туле. Во время осады его здесь московскими войсками С.-Шуйский предводительствовал передовым отрядом и много способствовал взятию Тулы. Когда Василий Шуйский решил обратиться за помощью к шведам, для переговоров об этом он отправил в Новгород С.-Шуйского. Несмотря на ряд препятствий, последнему удалось достигнуть цели.
Сопровождаемый 12-тысячным отрядом шведского войска, под предводительством Якова Делагарди, С.-Шуйский 14 апреля 1609 г. выступил из Новгорода для "спасения престола". Взятием Орешка, Твери и Торжка он очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и занятием Александровской слободы заставил Сапегу снять осаду Троицкой лавры.Успеху действий С.-Шуйского много мешали недостаток средств для уплаты жалованья шведским наемникам и необходимость заниматься обучением войска; тем не менее тушинцы обратились перед ним в бегство, и народ смотрел на С.-Шуйского как на своего "спасителя", "отца отечества". К нему явились посланные от Ляпунова с предложением царской короны, которое он отклонил; когда он приехал в Москву, ему устроили самую торжественную встречу.
Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Димитрии Ивановиче Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. Не без ведома, кажется, и самого царя решено было избавиться от С.-Шуйского; на пиру у Воротынских жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля после двухнедельных страданий.
Царь велел похоронить его в Архангельском соборе, но не рядом с царскими гробницами, а в особом, новом приделе. Современники почти все говорят о нем, как о великом человеке, и свидетельствуют об его "уме, зрелом не по летам", "силе духа", "приветливости", "воинском искусстве и уменье обращаться с иностранцами". В народе надолго сохранилась о нем самая лучшая память, что и выразилось в нескольких весьма распространенных песнях.
Ср. В. Иконников "Михаил Васильевич С.-Шуйский" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 5, 6 и 7); Г. Воробьев "Боярин и воевода князь Михаил Васильевич С.-Шуйский" ("Русский Архив", 1889, т. III). .