Биографический словарь - сомов андрей иванович
Сомов андрей иванович
Сомов (Андрей Иванович) любитель искусства и писатель по его части, родился в 1830 г., получил образование в Санкт-Петербургской ларинской гимназии и университете по физико-математическому факультету, в бытность гимназистом посещал классы Санкт-Петербургской рисовальной школы для приходящих, а затем учился рисованию и живописи у академика Будкина.
По окончании университетского курса в 1854 г., занимался преподаванием математики в частных домах и пансионе Г. Эмме, в 1855 1859 гг. преподавал физику в горном институте, а в 1858 1859 гг. в офицерских классах морского кадетского корпуса. В 1859 1862 гг. печатал в "Журнале Министерства Путей Сообщения" свой перевод с итальянского языка на русский классического сочинения Галилея "Разговоры и доказательства относительно законов движения", снабженный предисловием и примечаниями (труд, оставшийся недопечатанным).
Не чувствуя, однако, особенной любви к математике и предаваясь мало-помалу влечению к искусству, он вскоре бросил карьеру педагога и стал изучать историю художеств, интерес к которой усилили в нем многократные поездки в чужие края, где он имел возможность близко знакомиться с памятниками живописи и других отраслей искусства.
С 1857 г. стал помещать статьи преимущественно художественно-исторического и художественно-критического содержания в разных повременных изданиях и состоял сотрудником в "Санкт-Петербургских Ведомостях" Очкина , Корша и Баймакова . В 1859 г. выпустил в свет описание картинной галереи Императорского Эрмитажа первое доступное для публики руководство для обзора этой галереи.
С 1863 по 1886 г. служил при Императорской Академии Наук управляющим канцелярией ее конференции, переводчиком академии и помощником редактора академических "Записок". В 1871 г., за содействие к развитию в среде русских художников искусства гравирования a l'eau-forte и за издание руководства по этому предмет, был избран Академией Художеств в ее почетные вольные общники.
В 1872 1874 гг., по поручению этой академии, приводил в порядок ее картинную галерей и составил описательный каталог этой галереи (три части, Санкт-Петербург, 1872 86; первая часть доставила автору Уваровскую премию), в 1870-х гг. помещал при отчетах Академии Художеств краткие биографии ее умерших членов, участвовал в нескольких комиссиях, назначавшихся при академии по разным художественным вопросам, в 1878 г.
был командирован в Париж на всемирную выставку в качестве комиссара русского художественного отдела и члена международного жюри. С 1878 г. состоит действительным членом императорского общества поощрения художников и с 1880 г. бессменно заседает в комитете этого общества. В 1883 1890 гг. редактировал журнал "Вестник изящных искусств", издававшийся при Академии Художеств, в 1883 1889 гг.
читал лекции истории изящных искусств на Санкт-Петербургских высших женских курсах, в 1886 г. занял должность старшего хранителя Императорского Эрмитажа по отделению картин, гравюр и оригинальных рисунков и с того времени посвящает свою деятельность главным образом содержанию в порядке, пополнению и описанию вверенных ему коллекций.
С 1891 г. состоит сотрудником в издании настоящего Словаря и редактирует в нем отдел изящных искусств. Важнейшим из трудов С. должен считаться подробный трехтомный каталог картинной галереи Эрмитажа, составленный согласно всем новейшим требованиям науки, по образцу лучших каталогов западноевропейских галерей (вышел в свет 1-м изданием на русском языке в 1889 1895 гг.
, на французском в 1891 1895 гг.). Из статей С., появившихся в периодических изданиях, наиболее значительные: "Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве" ("Пчела", 1876; отдельная брошюра, Санкт-Петербург, 1899), "Антуан Вирц, бельгийский живописец" ("Свет", научно-художественный журнал Н. Вагнера, 1877), "Павел Андреевич Федотов" ("Пчела", 1878) и "Женщины-художницы" ("Вестник изящных искусств", т. I). .