Биографический словарь - станюкович константин михайлович
Станюкович константин михайлович
Станюкович (Константин Михайлович) известный писатель. Родился в 1844 г. в Севастополе, где в то время проживал его отец, суровый адмирал старого типа. Учился сначала в пажеском, затем в морском корпусе и уже 16 лет был отправлен в кругосветное плавание. В 1863 г. начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов , послал Станюковича из Сингапура в Петербург курьером, с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру.
При больших связях отца и благосклонном отношении высших чинов морского ведомства, молодому, способному моряку предстояла блестящая карьера. Но его тянуло в другую сторону. Он рано начал читать и движение 1860-х гг. всецело его охватило. Несмотря на то, что во флоте веяния эпохи реформ были особенно сильны и традиции прежнего жестокого обращения с матросами постепенно исчезали, Станюкович решил бросить службу.
Для того, чтобы получить отставку, надо было заручиться согласием отца, который ни за что не хотел расстаться с заветной мечтой доставить сыну блестящее служебное положение. Пришлось выдержать упорную борьбу со старым адмиралом, пока от него, наконец, получилась телеграмма: "Против течения плыть не могу. Согласен". Станюкович вышел в 1864 г.
в отставку с чином лейтенанта и один год провел в Муромском уезде, Владимирской губернии, в качестве народного учителя. На литературное поприще Станюкович выступил еще в 1861 г. очерками из кругосветного плавания в "Морском Сборнике" (отд. изд., Санкт-Петербург, 1867), затем принимал участие в "Искре", "Будильнике", "Эпохе", "Женском Вестник" и газете "Гласность".
Не особенно обильные литературные заработки и женитьба заставили Станюковича поступить на частную службу по акционерным обществам, которую он оставил только в 1870-х гг., когда упрочилось литературное его положение. Знакомство с деловым миром дало ему, между прочим, материал для пьесы: "На то щука в море, чтобы карась не дремал", которая по особому ходатайству железнодорожных дельцов была запрещена накануне представления (1871).
Литературную известность Станюкович приобрел в 1870-х гг. рядом помещенных в "Деле" рассказов и романов: "Без исхода", "Два брата", "Омут" и др. Легко и интересно написанные, в известном прямолинейном стиле прославления "новых людей" и обличения старых традиций, эти романы очень нравились публике "Дела", воспитанной на романах Михайлова-Шеллера , Омулевского , Бажина и др.Очень нравились также легкие фельетонно-сатирические очерки текущей жизни, которые Станюкович помещал в "Деле" с 1874 по 1884 г. под псевдонимом "Откровенного писателя" и под заглавиями: "Картинки общественной жизни" и "Письма знатных иностранцев" (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой). Кроме "Дела", Станюкович писал воскресные фельетоны (под псевдонимом Пимен) в "Новостях", "Молве" и "Порядке".
В 1881 г. Станюкович становится со редактором "Дела", а в 1883 г. приобретает его в собственность, но в 1885 г. журнал был приостановлен, а Станюкович, просидев несколько месяцев в доме предварительного заключения, был сослан административным порядком и Томскую губернию на три года. В Сибири им написаны первые морские рассказы, напечатанные (сначала под псевдонимом М.
Костина) в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике" и "Русской Мысли". По возвращении из ссылки, Станюкович возобновил свои "Письма знатных иностранцев" в "Русской Мысли", писал фельетоны в "Сыне Отечества" ред. С.Н. Кривенки и напечатал ряд романов из современной жизни в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Русском Богатстве", "Русской Жизни", "Мире Божьем" и др.
("Откровенные", "История одной жизни", "Равнодушные", "Жрецы" и др.). Большей частью это то, что французы называют romans a clef, т. е. беллетристические портреты разных современных деятелей. Произведения Станюковича много раз выходили отдельными изданиями, а с 1897 г. печатается полное собрание его сочинений. Появилось уже 13 томов. Лучшее из написанного Станюковичем его "морские" рассказы.
Они дают ряд отдельных типов, фигур и характеров, которые, вместе взятые, составляют очень яркую картину морской жизни прежнего времени, отчасти вполне дореформенной эпохи, отчасти накануне и во время коренного преобразования морских порядков. Перед читателем проходит целая галерея суровых на вид "морских волков", в которых, однако, часто бьется очень любящее сердце.
Жестокие нравы, беспощадное битье, подавление человеческой личности в полном ходу, но это больше результат системы, чем природных свойств, и самые отчаянные "дантисты", глубоко убежденные, что без вышибания зубов нельзя поддерживать должным образом дисциплину и "морской дух", оказываются иногда людьми серьезных нравственных правил, честными и истинно-мужественными.
Главная особенность морских рассказов Станюковича отсутствие предвзятости и глубокая любовь к изображаемому быту. Даже рисуя мрачнейшие его стороны, автор все-таки в общем относится к нему, как к дорогой и родной ему стихии. Герои морских рассказов Станюковича лишены односторонности, психология их представляет собой смесь хороших и дурных свойств и это-то и сообщает им жизненность.
Любимые типы Станюковича грозный, требовательный и ворчливый капитан или адмирал, в душе добрый и благородный; загнанный или мрачный штурман, под корой неприступной угрюмости таящий родник нежнейших чувств; ворчливый "старший офицер", как родной отец помогающий в нужде молодым гардемаринам и мичманам; суровый боцман, ругающий и дерущийся, но, все-таки, по-своему человек с определенным нравственным кодексом, презрительно отворачивающийся от льстящих ему матросов.
Вперемежку идут картинки судовой жизни, с ее однообразием и скукой, редкими "гулянками" в тропических портах, эпизодами штормовых опасностей и т. д. С наибольшей любовью автор рисует "матросиков". В общем, матросы Станюковича занимают видное место в ряду народных типов нашей литературы, и санкт-петербургский комитет грамотности вполне правильно присудил за них Станюковичу, в 1896 г.
, золотую медаль имени Погоского. Станюкович умер в 1903 г. С. Венгеров. .