Биографический словарь - стороженко николай ильич
Стороженко николай ильич
прочел пять публичных лекций о Шекспире. Этот писатель и его эпоха сделались предметом специального глубокого изучения для молодого ученого. Два года (1867 1869) Стороженко провел за границей, преимущественно в Англии. Плодом его занятий были статья "Шекспировская критика в Германии" ("Вестник Европы", 1869, октябрь и ноябрь) и диссертация на степень магистра "Предшественники Шекспира" (Санкт-Петербург, 1872).
Статья, написанная увлекательно и с горячей любовью к предмету, свидетельствовала о богатой эрудиции и литературном таланте. Обозревая судьбу шекспировских произведений в немецкой критике, Стороженко давал попутно прекрасные характеристики шекспировских типов и вообще шекспировского гения и написал ряд блестящих страниц из истории германской мысли в XIX в.
В диссертации Стороженко впервые на русском языке была обрисована не только с ученым, но и с художественным талантом личность Марло. Автор не затруднялся делать экскурсии в области публицистики, если она помогала ему уяснить для читателей психологию писателя и человека; Белинский призывается в свидетели при суждении о Марло, натуре страстной, гениальной и многогрешной.
"Напряженное участие", "лихорадочный интерес", какие чувствовал автор к своему предмету, до конца остаются характерными чертами всех произведений Стороженко и управляют его выбором. Стороженко писал и пишет только о том, во что можно вложить не только труд, но и настроение, о чем можно говорить с воодушевлением, с горячим сочувствием.
В год выхода первой диссертации Стороженко был выбран советом Московского университета на кафедру Истории всеобщей литературы. И здесь, как в его занятиях английской драмой, ему суждено было явиться инициатором и стать хронологически и научно во главе преподавания Истории всеобщей литературы в Московском университете. До него предмет этот читался профессорами Истории русской литературы обходным путем; например Тихонравов под именем Истории новой русской литературы читал курс Истории французской литературы XVII и XVIII вв.
, причем собственно на долю Истории русской литературы приходились в конце курса лекции 3 4. Устав 1863 г. узаконил кафедру Всеобщей литературы, и Стороженко первый занял ее как специалист. В свои лекции он внес тот же литературный талант, ту же тонкость художественного чувства и то же гуманное направление, каким отличались его первые учено-литературные труды.
В 1878 г. Стороженко защитил диссертацию на степень доктора: "Роберт Грин. Его жизнь и произведения". Книга разрабатывала вопрос новый даже для английской ученой литературы, делала в науку ценный вклад из вновь открытых документов и была по достоинству оценена в Англии: ее перевели на английский язык, и Стороженко был избран одним из вице-президентов Нового шекспировского общества (New Shakespeare-Society).
С тех пор деятельность Стороженко шла двумя путями: чтение многочисленных лекций в университете, на женских курсах, в театральном училище, членство, потом председательство (с 1894 г.) в литературно-театральном комитете, и одновременно множество оригинальных статей и редактирование переводных сочинений по Шекспиру (Женэ, Коха, Левеса, Брандеса).
Под редакцией Стороженко вышли также "Испанская историческая литература" Тикнора и "Виктор Гюго и его время". Журнальные статьи Стороженко посвящены разнообразным вопросам по всем главным литературам Европы. Сами темы, выбираемые Стороженко, наглядно характеризуют направление его научно-литературной работы: "Философия Дон-Кихота" ("Вестник Европы", 1885, сентябрь), "Апостол гуманности и свободы Теодор Паркер" (публичная лекция, изд.
"Посредника", Санкт-Петербург, 1900), "Вольнодумец эпохи Возрождения" (Санкт-Петербург, 1897), "Поэзия мировой скорби", "Юношеская любовь Гете" (в "Сборнике в пользу голодающих", изд. "Русских Ведомостей"), "Шекспир и Белинский" ("Мир Божий", 1898, 3); "Личность Лермонтова" ("Русские Ведомости", 1891, 15 июля). В области шекспировской драмы каждая статья Стороженко обличает разностороннего, пока единственного в России знатока предмета.
Стороженко принадлежит очерк по истории английской драмы до смерти Шекспира во "Всеобщей истории литературы" (ред. Корша и Кирпичникова ). Менее обширные статьи: "О сонетах Шекспира" (актовая университетская речь, "Отчет", 1900) капитальная работа, обнимающая в сжатой форме всю обширную литературу предмета; "Прототипы Фальстафа" ("Артист", 1891, № 15 исчерпывающая психологическая и историко-культурная характеристика одного из самых сложных шекспировских типов).
Рецензия на книгу Чуйко о Шекспире: "Дилетантизм в шекспировской критике" замечательна по обилию ученого материала и тонкости анализа. Стороженко написал еще: "Возникновение реального романа" ("Северный Вестник", 1892, 12), "Щепкин и Шевченко", о Баратынском , о госпоже Сталь и многое другое, а также ряд театральных отчетов в "Артисте" ("Артистки соперницы", "Макбет" о спектаклях Росси ).В "Киевской Старине" Стороженко время от времени печатает ценные материалы из биографии Шевченко, извлекаемые им из Петербургских архивов. Стороженко неоднократно с большим успехом выступал как публичный лектор. Один из популярнейших людей в Москве, он является неизменным помощником и руководителем молодых ученых и начинающих писателей и всегда готов тратить свое время на всевозможные указания и хлопоты ради всякого, кто только нуждается в них.
Назначенный библиотекарем в Румяцевский музей Стороженко в короткое время успел довести до образцовой полноты, какую только позволяли средства библиотеки, ее научные отделы и по собственной инициативе устроил особую общедоступную научно-популярную библиотеку читального зала, непрестанно обновляющуюся и имеющую свой особый капитал.
С 1894 г. Стороженко состоял председателем Общества любителей российской словесности и деятельно устраивал его публичные заседания, нередко принимая личное участие в них. Умер в 1906 г. Ив. Иванов. .