Биографический словарь - василий петрович негош
Василий петрович негош
Василий Петрович Негош владыка Черногорский, писатель, автор первой печатной "Истории сербского народа" (1709 1766). Племянник владыки Даниила и помощник митрополита Саввы Петровича, Василий Петрович как будущий владыка Черной Горы получил сравнительно хорошее образование. В 1750 г. посвящен в номинальные архиереи "скендерийской и приморской епархии", в "экзарха святейшего трона сербского"; в России именовал себя "митрополитом" несуществующих епархий и представлял подложную грамоту.
Искал милостей у австрийского двора, ссылаясь на прежние заслуги черногорцев пред Австрией и на готовность их во всякое время служить Марии-Терезии с оружием в руках. После неудачи этих исканий отправился в Россию с теми же целями и через два года вернулся в Австрию. В Вене ему предложили поскорее выехать из пределов Австрии под угрозой высылки.
Еще три раза он ездил в Россию, где и умер. Интриган и авантюрист, он тратил на себя деньги, которые получал в России для черногорских церквей. Краткую историю Черногории Василий написал и послал в Россию в 1746 г., но она не была напечатана. "История о Черной горы" (sic!) вышла в Москве на славянском языке с массой русизмов (1754) и имеет в виду, главным образом, сношения Черногории с Россией.
Проникнутая тенденцией, что "северный брат" обязан всячески помогать единоплеменным, она должна была служить своего рода докладной запиской, приложением к ходатайствам автора пред власть имущими о денежной помощи. За топографическим и географическим описанием черногорских земель идет исторический очерк, в первой части доведенный до 1711 г.
, с экскурсами в области древней политической истории сербского народа. История Бальшичей и Черноевичей следует за описанием Косовской битвы. В приложении ко второй части даны список сербских архиереев в Турции и Австрии до 1750 г., статья о Дубровнике и названии Черной Горы. Располагая сравнительно богатыми источниками, но не имея критического чутья, Василий рисует Черногорию необыкновенно большой и богатой страной, все преувеличивает, превращая села в города, населяя страну "дворянами", говоря о существовании в ней даже золотых приисков и соляных копей.
С московского (у Сопикова под № 4927 неверно указан СПб.) издания 1754 г. "История Черной Горы" перепечатана Иов. Суботичем в "Сербски Летопис" (книга 68, 1845), О. Бодянским в "Чтениях общества истории и древностей" (1860, т. II); сербский перевод помещен в приложении к книге М. Драговича (см. ниже). Существуют два французских перевода "Истории" в журналах (1837 и 1862).
До начала второй половины XIX века книга Василия считалась очень авторитетной, вероятно, благодаря титулу автора, но влияния на последующие исторические труды не оказала, в силу своей тенденциозности и слабой литературности. Василию принадлежат еще автобиографические записки, относящиеся к началу 50-х годов. См.: Драгович "Митрополит Черногорский Василий и его сношения с Россией" ("Христианские Чтения", 1881, № 11, 12); его же "Митр.
Црногорски В., или Историа Црне Горе од 1750 до 1766" (Цетинье, 1884); Руварац "Василий владика Црногорски" ("Споменик", XXXIII, 1898, 23 36, 46 47 и документы 39 45); Томиh "О Историjи Црне Горе црногорскога митрополита В." ("Годишница", 1909); Каманин "Письмо черногорского владыки Василия 1757 г." ("Чтения Общества Нестора Летописца", XVIII, 1904, II, 45 47, и "Изборник Киевский", Киев, 1904).
А. Яц. .