Биографический словарь - верещагин (фамилия трех русских живописцев)
Верещагин (фамилия трех русских живописцев)
Верещагин фамилия трех русских живописцев. 1) Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 г. В 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию Художеств, где работал под руководством А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана . Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал за границу.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них были на академической выставке 1867 г.
Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г.
впервые одну из своих картин. В 1867 году Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане ; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден святого Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Публика особенное внимание обратила на "После удачи", "После неудачи", "Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена Верещагиным в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Ввиду толков и обвинений в тенденциозности, Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел Верещагина в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания.
Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова .
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 годах он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Индийских картин всего 32, а болгарских 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 88 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу.Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, например, "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималай". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве. 2) Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров.
Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в академию, в виде отчета о своих заграничных занятиях, картины: "Святой Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи.
В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича , на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зорю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам.
К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение святого Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя.
Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. Верещагин издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей". На Академической выставке 1891 г. находилась большая картина Верещагина: "Защитники свято-троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.". 3) Петр Петрович Верещагин, брат предыдущего, академик пейзажной живописи (1836 1886); первоначальное художественное образование получил в родном городе, Перми, а в конце пятидесятых годов поступил в Академию Художеств.
В пейзаже он был по преимуществу перспективист, и картины его написаны очень тонко, хотя довольно однообразно; путешествуя по России, он написал в этом роде множество видов Москвы, Киева, Петербурга, Севастополя, приволжских городов, городов Западных губерний; финляндские, крымские, кавказские и уральские виды, а с 1878 г. города по Дунаю.
Из его картин назовем: "Толкучий рынок в Москве", "Вид Кремля", "Ветряная мельница в Люцине", "Аю-Даг в Крыму", "Общий вид Севастополя", "Нижний Новгород", "Площадь в Тифлисе", "Исток Риона", "Орианда", "Военно-грузинская дорога", "Невский проспект", "Выборг", "Севастопольский рейд", "Вид города Перми", "Речка Архиповка", "Деревня Корничная", "Улица в Систове", "Нева с набережной у Академии Художеств", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид в окрестности г.
Острова", "Дворец в Ливадии", "Пристань в Галаце". В. Чуйко. .