Биографический словарь - воротников павел максимович
Воротников павел максимович
При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты "Изми мя от враг моих" и "Услыши Господи глас мой", причастные стихи "Чашу спасения приму" и "В память вечную будет праведник", херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.
Ф. Львовым издания "Круга простого нотного пения". "Главнейшее условие этого огромного труда, говорит Воротников в своей автобиографической записке, состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом". Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении.
В технических приемах и характере самостоятельных церковных сочинений Воротников последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу. Песни, положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 1871 и 1894 гг.
Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано. Педагогические сочинения Воротникова: "Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса" (Санкт-Петербург, без обозначения года); "Руководство к преподаванию хорового пения" (Москва, 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: "Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии" (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г.
, Москва, 1871, т. II); "Церковное пение в настоящее время" ("Московские Ведомости", 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. См. Антон Преображенский , "Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению" ("Русская Музыкальная Газета", 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д.
Разумовскому ); В. Металлов "Очерк истории православного церковного пения в России" (Москва, 1900); М. Лисицын "Современная и новейшая церковная музыка" ("Музыка и Пение", 1903). Г. Т. .