Биологический энциклопедический словарь - креационизм
Креационизм
(от лат. creatio -создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование Кв биологии связано с переходом в кон. 18 нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям наивного трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отд.
органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутр. и внеш. факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости совр.
видов и данными палеонтологии (смена господствующих групп животных на протяжении истории Земли), Кювье создал катастроф теорию. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органич. мира Земли в результате деятельности творца. Многократные акты творения отд.
видов признавал и Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с сер. 60-х гг. 19 в. К. утратил своё значение в биологии и сохранялся гл. обр. в философских и религиозных доктринах. В пос-ледарвиновский период К. претерпел оп-редел. изменения. Если вначале отвергалась идея эволюции на базе прежних доводов о постоянстве видов и аморальности идей о борьбе за существование и происхождении человека от животных, то затем были предприняты попытки ассимилировать идею эволюции с телеологии, концепцией о боге как изначальной причине и конечной цели органич.
эволюции. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, ио сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат божественного творения (энциклика папы Пия XII). Сторонники «научного К.» (б. ч. в США) утверждают, что теория эволюции лишь одно из возможных объяснений существования органич.
мира, не имеющее фактич. обоснования и поэтому сходное с религ. концепциями. .