Экология человека - скотоводство
Скотоводство
— тип хозяйства или хозяйственный уклад, основанный на содержании и разведении домашних животных. Иногда к скотоводству причисляют виды хозяйства, обусловливающие подвижный образ жизни, основанный на выпасе стад.
Скотоводство возникло с приручением и доместикацией животных в мезолите — неолите и, как правило, его генезис на ранних этапах был тесно связан со становлением оседло-земледельческого хозяйства. Различные виды животных были одомашнены в разное время в разных регионах: козы и овцы — в VIII-VII тысячелетиях до н. э. в Передней Азии, туры — в VII тысячелетии до н. э. в Передней Азии и Юго-Восточной Европе и, возможно, в V‑IV тысячелетиях до н. э. в Сахаре, одомашненные зебу появились в Южном Иране и Белуджистане в V тысячелетии до н. э. и, возможно, их доместикация продолжалась в Индостане в последующий период, буйвол, видимо, был одомашнен в V‑III тысячелетиях до н. э. в разных районах Южной и Юго-Восточной Азии, гаур и бантенг, от которых произошли соответственно домашний гаял (митхен) и балийский скот, — в IV-III тысячелетиях до н. э. в Юго-Восточной Азии, як — в II-I тысячелетиях до н. э. в Центральной Азии, лошадь — в IV тысячелетии до н. э. на юге Восточной Европы, осел — в V тысячелетии до н. э. в Передней Азии и в VI-III тысячелетиях до н. э. в Северо-Восточной Африке, верблюд — к III тысячелетию до н. э. в Аравии (одногорбый дромадер) и в V тысячелетии до н. э. в Туркменско-Иранском пограничье (двугорбый бактриал), ламы и альпака — в V‑III тысячелетиях до н. э. в перуанско-боливийских Андах, северный олень — в II-I тысячелетиях до н. э. в Саяно-Алтайском регионе.
В зависимости от своей роли в хозяйстве скотоводство может быть его ведущим видом или играть подчиненную роль. Соответственно на одном полюсе помещается кочевое скотоводство, на другом — содержание и разведение немногочисленных животных в общинах оседлых земледельцев. Между этими полюсами располагается множество переходных типов. Все они так или иначе определяют образ жизни людей, который и служит основным критерием их типологизации. Главные типы скотоводства представлены пастушеским, отгонно-пастбищным, полукочевым и кочевым. Эти типы складывались последовательно в разные эпохи в связи с совершенствованием скотоводческой техники и навыков выпаса, с появлением новых форм использования животных и ростом потребности в мускульной силе животных и в скотоводческой продукции, с изменением социальной структуры отдельных человеческих коллективов, проникновением скотоводства в районы с иными экологическими условиями и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, используя, кроме того, шкуру, кости, рог, волос как сырье для производства. Позже возникло доение скота, которое получило важное хозяйственное значение с IV тысячелетия до н. э., когда научились получать молоко от коров и изготовлять из него различные продукты питания. В этот же период возникло и начало распространяться шерстоткачество, появились ткани из козьего волоса. Мускульная сила животных использовалась первоначально для втаптывания семян в землю, при обмолоте колосьев, для перевозки вьюков, а чуть позже их стали запрягать в сани-волокуши. С возникновением плуга и колеса в IV-III тысячелетиях до н. э. эта сфера применения животных еще больше расширилась.
Разведение немногочисленных домашних животных в оседлоземледельческих общинах в различных регионах мира на основе пастушеского скотоводства составляло лишь уклад в рамках хозяйства, ориентированного на земледелие. Особые хозяйственные системы складывались у охотников, заимствовавших транспортных животных у более развитых соседей. Как правило, они сохраняли подвижный образ жизни, связанный с охотой, продуктивность которой при наличии таких животных, усиливших мобильность и эффективность хозяйства, возросла. Это — оленные охотники Сибири и Северной Евразии, конные охотники степей Северной и Южной Америки, охотники верхом на верблюдах Северо-Западной Африки. Во всех обществах, обладавших домашними животными, неизбежно возникали такие задачи, как их прокорм, лечение, охрана, а в более развитых — забота об их воспроизводстве. Уход за домашними животными осуществлялся лицами обоих полов, хотя в разных обществах их участие в этом было различным. Чаще мужчины являлись пастухами, а женщины заботились о животных, находившихся в поселке.
У многих полукочевников Азии (горные таджики, брагуи, курды, юрюки и др.) на летовках, расположенных высоко в горах, скот оставался в основном под присмотром женщин, детей и стариков, которые занимались уходом за молодняком, лечили больных животных, кормили скот на стоянках. Мужчины появлялись здесь изредка, чтобы поочередно пасти скот и снабжать летовку провизией и топливом. В это время главным делом для мужчин являлось пашенное земледелие на низменностях, а женщины заготовляли молочные продукты и осуществляли стрижку овец. Зато у кочевников Азии мужчины занимались выпасом скота круглогодично, но и там уход за молодняком, выпас животных около поселка, охрана скота в ночное время и заготовка молочных продуктов приходились нередко на долю главным образом женщин. Женщины занимались также ковроткачеством и изготовлением войлока, игравшем большую роль в хозяйстве азиатских скотоводов. В горах Южной и Центральной Европы выпас скота поручали наемным пастухам, которые местами составляли особые профессиональные или этнографические группы (влахи в СФРЮ и др.). Там имелись и специалисты-стригали.
Возникновение скотоводства повлияло на развитие права собственности. Вначале домашние животные находились в индивидуальной собственности и настолько ассоциировались со своим хозяином, что их нельзя было наследовать, а полагалось убивать на его могиле подобно тому, как требовалось ломать его личные вещи. Но со временем скот стал одной из важнейших категорий обособленной семейной собственности и начал наследоваться. К этому историческому этапу относится начало отождествления скота с богатством. В то же время пастбища еще долго принадлежали отдельным общинам. Будучи показателем материального достатка и социального престижа, домашние животные играли большую роль в социальных взаимоотношениях, так как они входили в брачный выкуп, ими платили за труд, уплачивали штрафы, вели дарообмен, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось при организации пиров типа потлача, а также ритуалов, посвященных духам или божествам. Поэтому скотоводство считалось более престижным занятием, чем земледелие, причем даже у тех народов, для которых земледелие имело доминирующее хозяйственное значение. На этой основе возникло особо почтительное отношение к скоту, благоговение перед ним, существенно повлиявшие на развитие духовной жизни: высокая роль скотоводческих мотивов в эпосе, мифологии, песенно-фольклорном жанре, танцах, изобразительном искусстве, в ежедневных разговорах, наличие массы скотоводческих терминов в бытовой лексике.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.
Б.Б. Прохоров.
2005.