Демографический энциклопедический словарь - 'диалектика прирoды'
Связанные словари
'диалектика прирoды'
'ДИАЛЕКТИКА ПРИРOДЫ', произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистич. понимания природы и важнейших проблем теоретич. естествознания. 'Д. п.' незаконченное произведение, осн. часть к-рого написана в 1873-82; впервые опубликовано в СССР, в 1925, на нем. яз. параллельно с рус. пер.; во 2-м изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса вошло в 20-й т. Энгельс анализирует соотношение законов природы и общества, переход форм движения материи. Классификации форм движения материи соответствует классификация наук, изучающих эти формы. Каждая низшая форма движения переходит в высшую посредством диалектич. скачка. Биол. форма движения переходит в социальную. Переход от истории природы к истории общества знаменует процесс превращения животного в человека, решающую роль при этом играет труд.
Трудовая теория антропогенеза, изложенная Энгельсом в наброске 'Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека' (1876, опубл. 1896), исходит из того, что труд есть '...первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 486). Труд начинается с изготовления орудий труда, что способствует совершенствованию органов человеческого тела, прежде всего руки, имеет огромное значение для развития мозга и органов речи. Труд привёл к появлению членораздельной речи и возникновению человеческого мышления. 'Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...' (там же, с. 490). Вместе с развитием мозга шло развитие органов чувств, что оказывало обратное влияние на труд. язык.
С появлением человека возникает общество, его принципиальное отличие от животного мира заключается в том, что 'животное, в лучшем случае, доходит до собирания, человек же производит; он создает такие жизненные средства (в широчайшем смысле этого слова), которые природа без него не произвела бы' (там же, с. 622). Именно произ-во, направленное на удовлетворение жизненных потребностей людей, представляет собой их важнейшую историч. деятельность, к-рая '...подняла их от животного состояния до человеческого, которая образует материальную основу всех прочих видов их деятельности...' (там же, с. 358).
Осн. филос. выводы 'Д. п.' имеют фундаментальное методологич. значение как для естеств., так и для обществ. наук. Проблемы соотношения социального и биологического, сознательного и стихийного носят принципиальный характер в изучении объективных закономерностей развития народонас.
Т. М. Коротких, Е. В. Пономаренко.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Главный редактор Д.И. Валентей.
1985.