Энциклопедия Санкт-Петербурга - бакст лев самойлович
Связанные словари
Бакст лев самойлович
(настоящая фамилия Розенберг) (1866—1924), живописец, график, театральный художник. В 1883—87 вольнослушатель АХ (с 1914 действительный член), продолжил образование в Париже у А. Эдельфельта и в студиях Ж. Л. Жерома и Р. Жюльена.
Один из создателей общества «Мир искусства», участник выставок «Общества русских акварелистов» и «Союза русских художников». Автор многочисленных портретов («А. Н. Бенуа», 1898, акварель, пастель, ГРМ; «И. И. Левитан», 1899, литография; «В. В. Розанов», 1901, пастель, ГТГ; «С. П. Дягилев с няней», 1906, холст, масло, ГРМ, и др.); работал как живописец («Ужин», 1902, ГРМ; «Элизиум», 1906, ГТТ; «Древний ужас», 1908, ГРМ, и др.
), рисовальщик и иллюстратор (автор графического оформления журнала «Мир искусства», многочисленных иллюстраций в журналах «Жупел», «Сатирикон», «Аполлон», «Золотое руно»). Как театральный художник сотрудничал с петербургскими театрами: Эрмитажным («Сердце маркизы» А. Февра, 1902), Александрийским («Ипполит» Еврипида, 1902; «Эдип в Колоне» Софокла, 1904), Мариинским («Фея кукол» И.
Байера, 1909; действие балета Б. перенёс в петербургский Гостиный двор середины XIX в.). В 1906—09 Б. преподавал (совместно с М. В. Добужинским) в школе рисования и живописи Е. Н. Званцевой. Квартира Б. — на Кирочной улице (ныне улица Салтыкова-Щедрина), 14. С 1910 Б. жил преимущественно в Париже, участвовал в оформлении балетных спектаклей «Русских сезонов» С.
П. Дягилева. Получил европейскую известность как создатель «живописного спектакля», в котором синтез искусства в театральном действии осуществлялся при доминирующей и объединяющей роли художника. Выдвинутая Б. концепция сценографии как создания единства художественной среды характерна для стиля «модерн», в рамках которого развивалось его творчество.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская ЭнциклопедияРед. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992
.