Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - балет

Балет

С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); одним из организаторов и первым её руководителем был Ж. Б. Ланде. Сначала танцы преподавались по канонам, сложившимся во Франции и Италии. Иностранные танцовщики выступали, ставили балетные спектакли и преподавали. Русский балетный театр формировался как придворный; успехом пользовались танцовщики оперных трупп Ф. Арайи (30 е гг.), в их числе итальянский артист А. Ринальди, прозванный Фоссано (то есть «веретено»), который возглавил придворный балет после смерти Ланде, и Дж. Локателли (50—60 е гг.). Балетные спектакли ставили Ф. Хильфердинг (50—60 е гг.), Л. Парадиз (60—70 е гг.), Г. Анджолини (60—80 е гг.), Дж. Канциани (80—90 е гг.), Дж. Соломони (конец XVIII — начало XIX вв.). В 50—60 е гг. выдвинулись и первые русские исполнители: А. Степанова, В. Михайлова, Т. Бубликов и др. Одновременно с казёнными и частными получили распространение крепостные балетные труппы. Тематика балетов была преимущественно анакреонтической и мифологической. Тем не менее традиции народной танцевальной культуры были столь сильны, что балетное искусство к концу XVIII в. обрело свои национальные черты и утвердилось как явление именно русской культуры.

На рубеже XVIII и XIX вв. появились отечественные хореографы и композиторы. Создавались спектакли, близкие по стилю ведущему художественному направлению того времени — сентиментализму. Это балеты танцовщика и балетмейстера И. Вальберха: «Ромео и Юлия» Д. Штейбельта (по У. Шекспиру, 1809), «Павел и Виргиния» по Б. де Сен-Пьеру (1810), «Новый Вертер» С. Н. Титова и др. Вальберх сумел сочетать русскую исполнительскую манеру с искусством драматической пантомимы и виртуозной техникой итальянской школы. Французский артист, ученик П. Гарделя, А. Л. Огюст (О. Пуаро) успешно ставил балеты из русской жизни. Петербургское училище, которым руководил французский балетмейстер Ш. Л. Дидло, воспитало целое поколение русских артистов, способствовавших расцвету петербургского балета: М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. С. Новицкая, А. А. Лихутина, Я. Люстих, И. О. Гольц, А. П. Глушковский. Общий подъём национальной культуры в России позволил петербургскому балету занять одно из первых мест в Европе.

С начала 30 х гг. XIX в. господствующим направлением в балете стал романтизм, который характеризовался усилением лирического начала и обращением к внутреннему миру человека, а также влечением ко всему таинственному, сверхъестественному, в поэтизации мотивов смерти. Хореографов-романтиков привлекали и экзотические темы, связанные с Востоком, западно-европейским средневековьем, национальным фольклором. Прыжковая техника и техника женского танца на пальцах стали наиболее выразительным художественным средством характеристики персонажей. Распространению и утверждению романтического направления на русской сцене способствовали частые гастроли в Петербурге выдающейся итальянской балерины М. Тальони. Большое место стали занимать характерные танцы. Особое значение приобрела специфическая форма унисонного кордебалетного женского танца, получившего дальнейшее развитие во второй половине XIX в.

В конце 50 х гг. в балете стали преобладать спектакли дивертисментного характера, понимаемые как сюита классических и народно-характерных танцев. Реалистическое направление, утверждавшееся в 60—70 х гг. в литературе и искусстве, слабее всего проявилось в балете. Реалистические тенденции обнаруживались, однако, в исполнительском искусстве (П. Лебедева, В. Ф. Гельцер).

В канонах эстетики монументальных парадных спектаклей началась творческая деятельность первого танцовщика, затем главного балетмейстера Мариинского театра М. И. Петипа. В своих балетах он мастерски использовал танец как средство характеристики персонажей, создания образа. Проблему симфонизации танца Петипа разрешил в спектаклях «Дон Кихот» (1869), «Баядерка» (1877) Л. Ф. Минкуса и др., но окончательно творческие принципы Петипа проявились в балетах П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890) и «Щелкунчик» (1892, с Л. И. Ивановым). Симфонический характер музыки Чайковского наиболее полно был раскрыт в постановке Ивановым и Петипа «Лебединого озера» (Мариинский театр, 1895). Этим принципам Петипа следовал и в работе над балетами «Раймонда» (1898) и «Времена года» (1900) А. К. Глазунова. В балетах Петипа и Иванова выступали М. С. Суровщикова-Петипа, М. М. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. В. Ширяев и др. В русском театре работали и иностранные артисты — Э. Чеккетти, К. Брианца и др.

Появление новых тенденций во всех областях культуры на рубеже XIX и XX вв., стремление к глубинному раскрытию психологии человека привели к поискам новых средств выразительности, новых путей развития и балетного искусства, что проявилось прежде всего в живописной изобразительности танца и пантомимы. Эти принципы наиболее полно выразил М. М. Фокин, танцовщик, а затем балетмейстер Мариинского театра, который повёл упорную борьбу против рутины, воцарившейся на Петербургской сцене в первое десятилетие XX в. Он обратился к классической музыке, не предназначенной для балета, а также поставил ряд балетов современных композиторов: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1908), «Жар-птица» (1910) и «Петрушка» (1911) И. Ф. Стравинского. Отказываясь от использования традиционных танцевальных форм, Фокин на самом деле развивал и обогащал лексику классического танца. Свою реформу Фокин проводил в тесном сотрудничестве с художниками «Мира искусства». Творческим принципам балетмейстера следовали танцовщики Мариинского театра Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, В. П. Фокина, А. Д. Булгаков, А. Р. Больм. Идеальной выразительницей замыслов Фокина в ранних его балетах («Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи») была А. П. Павлова. Специально для Павловой Фокин поставил концертный номер «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

С 1908 начались регулярные выступления русского балета за рубежом (сначала в Париже, позднее в Лондоне, Берлине, Мадриде, Риме и других городах), организованные С. П. Дягилевым.

После Октябрьской революции начался новый этап в истории русского балета. 20 е гг. проходили под знаком поиска новых форм. В это время ленинградский балет возглавлял балетмейстер Ф. В. Лопухов. Хранитель наследия и вместе с тем смелый экспериментатор, он поставил танцевальную симфонию «Величие мироздания» на музыку 4 й симфонии Л. Бетховена (1923), спектакль «Скоморошьи игры» на музыку М. П. Мусоргского (1924), балет «Байка про лису» Стравинского (1927), фантастическую сказку «Ледяная дева» на музыку Э. Грига (в обработке Б. В. Асафьева, 1927), «в которых классическая танцевальная лексика сочеталась с элементами акробатики. Лопухов поставил первый, ещё несовершенный по драматургии балет на революционную тему «Красный вихрь» В. М. Дешевова (1924), первую советскую хореографическую драму «Крепостная балерина» К. А. Корчмарёва (1927). В спектаклях 20 х гг. заявило о себе новое поколение артистов: Е. П. Гердт, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, Л. С. Леонтьев, А. В. Лопухов, Б. В. Шавров, В. А. Семёнов, П. А. Гусев и др.

Спектакли 30 х гг. строились по законам, близким литературной драме, с развёрнутым сюжетом, широким использованием средств характерного танца и пантомимы. Окончательно утвердился принцип музыкальной драматургии, сложившийся ещё в балетах Чайковского. Перед хореографами встали также и чисто режиссёрские задачи, перед художниками — проблема реалистического воспроизведения эпохи и места действия. В эти годы были поставлены «Пламя Парижа» (1932, балетмейстер В. И. Вайнонен), «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1934, балетмейстер Р. В. Захаров), «Лауренсия» А. И. Крейна (1939, балетмейстер В. М. Чабукиани). На развитие советского балета значительное влияние оказало творчество С. С. Прокофьева, в том числе балет «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Л. М. Лавровский). Были сделаны также попытки выразить современные темы средствами классического танца («Партизанские дни» Асафьева, 1937, балетмейстер Вайнонен). Характерным стало обращение деятелей балета к образам мировой классической литературы.

Большие изменения претерпело и исполнительское искусство. Перед балетным актёром встала задача раскрытия внутреннего мира героев методом реалистического истолкования.

В 30 е гг. к артистам такого типа принадлежали ученики А. Я. Вагановой, воспитанники ленинградской балетной школы: М. Т. Семёнова, О. Г. Иордан, Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, А. Я. Шелест, О. В. Лепешинская, К. М. Сергеев и многие др.

В 1933 под руководством Лопухова начала работать балетная труппа Малого театра оперы и балета. Там были поставлены «Арлекинада» Р. Е. Дриго (1933), «Коппелия» (1934) и «Фадетта» на музыку Л. Делиба (1936), а также балеты советских композиторов: «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (1935), «Кавказский пленник» Асафьева (1938), «Сказка о попе и работнике его Балде» М. И. Чулаки (1940). Основу труппы составили: А. А. Зубковская, Г. И. Исаева, В. М. Розенберг, Б. А. Фенстер, Н. Н. Филипповский и др.

В 40—50 е гг. на ленинградской сцене выделялись балеты на литературные темы: «Медный всадник» Р. М. Глиэра (1949, балетмейстер Захаров), «Шурале» Ф. З. Яруллина (1950), «Тропою грома» К. А. Караева (1958, балетмейстер Сергеев), «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1955, балетмейстер Фенстер) — все в театре оперы и балета имени С. М. Кирова; «Мнимый жених» (1946) и «Юность» (1949) Чулаки, «Семь красавиц» Караева (1953, балетмейстер Гусев) — все в Малом театре оперы и балета. Новаторскими исканиями были отмечены постановки балетмейстера И. Д. Вольского — «Берег надежды» А. П. Петрова (1959, театр оперы и балета имени С. М. Кирова), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1963, Малый театр оперы и балета), «Ленинградская симфония» (1961, театр оперы и балета имени С. М. Кирова) и «Одиннадцатая симфония» — обе на музыку Д. Д. Шостаковича (1966, Малый театр оперы и балета). Разнообразие поисков характерно и для хореографа Л. В. Якобсона, начинавшего ещё в 30 е гг. и работавшего преимущественно в жанре хореографической миниатюры. Значительным событием для советского балетного искусства стали поставленные балетмейстером Ю. Н. Григоровичем в театре оперы и балета имени С. М. Кирова балеты «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1961). Современные темы по-своему воплощали балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв в спектакле «Сотворение мира» Петрова (1971, театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Постановкой «Золушки» и «Ромео и Джульетты» (1964—65) в Малом театре оперы и балета дебютировал балетмейстер О. М. Виноградов, где он поставил также балеты «Асель» В. А. Власова (1966) и «Горянка» М. М. Кажлаева (1968).

Синтез балетного симфонизма и театральности осуществляли ленинградские хореографы Н. Н. Боярчиков, Н. А. Долгушин и И. А. Чернышёв. Среди ведущих танцовщиков 50—60 х гг.: Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, А. А. Макаров, Б. Я. Брегвадзе — в театре оперы и балета имени С. М. Кирова, В. С. Зимин, Ю. П. Литвиненко, Г. Н. Пирожная, А. С. Хамзин и др. — в Малом театре оперы и балета.

80 е гг. отмечены появлением ряда спектаклей нетрадиционных жанровых разновидностей: вокально-хореографическая симфонии «Пушкин» Петрова (балетмейстеры Касаткина и Василёв, 1980), хореографическая транскрипция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1985) и балет-аллегория «Броненосец „Потёмкин"» А. Б. Чайковского (балетмейстер Виноградов). В то же время художественное руководство театра оперы и балета имени С. М. Кирова бережно относится к сохранению лучших традиций классической хореографии, возобновляя «Жизель» (1978), «Лебединое озеро» (1982), «Раймонду» (1982), «Шопениану» (1986). Новое прочтение получили «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» — все в театре оперы и балета имени С. М. Кирова и «Эсмеральда» в Малом театре оперы и балета, руководимом главным балетмейстером Боярчиковым.

Среди артистов современного балета Ленинграда: Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, В. П. Гуляев, Н. Д. Большакова, Г. С. Мезенцева, Л. А. Кунакова, Т. Г. Терехова, С. В. Викулов, В. А. Бударин, С. М. Бережной (в театре оперы и балета имени С. М. Кирова), А. М. Сидоров, Л. А. Филина, Т. В. Статкун, Г. И. Фесенко, Ф. Б. Островский, Ю Н. Путехов, Г. М. Абайдулов, А. С. Линник (в Малом театре оперы и балета).

В 1969 Якобсон создал ансамбль Хореографические миниатюры (с 1976 труппой руководит А. А. Макаров). В системе Ленконцерта существует и театр современного балета, руководимый Б. Я. Эйфманом (основан в 1977). В 1989 создан «Ленинградский балетный театр» (руководитель Б. Бланков). Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое балет
Значение слова балет
Что означает балет
Толкование слова балет
Определение термина балет
balet это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):