Энциклопедия Санкт-Петербурга - кино
Связанные словари
Кино
Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». 6 мая эта же программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре, устроенном на Невском проспекте (дом 46). До 1907 в Петербурге демонстрировались игровые и хроникальные фильмы, снятые иностранными фирмами (главным образом французские), а также В. А. Сашиным и А. К. Федецким. Летом 1907 фоторепортёр А. О. Дранков открыл «Первое синематографическое ателье А. О. Дранкова» (первое русское предприятие по производству кинолент) и снял отрывки из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (демонстрировались под название «Сцена из боярской жизни»). В 1908 вышел на экраны первый отечественный игровой фильм той же фирмы — «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»; в исполнении труппы Петербургского народного дома; сценарий В. М. Гончарова, режиссер В. Ф. Ромашков, операторы Дранков и Н. Ф. Козловский). В 1908—11 Дранков выпустил несколько десятков игровых и хроникальных фильмов (в том числе съёмки Л. Н. Толстого, М. Горького, похорон В. Ф. Комиссаржевской и др.). К 1916 в Петербурге действовали 9 фирм по производству кинокартин, 18 контор, занимавшихся прокатом, и 144 стационарных кинотеатра. В кино начали сниматься ведущие артисты столичных театров (К. А. Варламов, Л. С. Вивьен, В. Н. Давыдов, Ю. М. Юрьев, К. Н. Яковлев), появились профессиональные кинорежиссёры (В. М. Гончаров, Б. С. Глаголин, А. А. Чардынин), кинооператоры (Козловский, А. А. Рылло, Б. В. Франциссон). В 1911 в Петербурге вышли первые русские хроникальные киножурналы, большой доку-ментально-видовой фильм «Первый пробег на русском автомобиле из Санкт-Петербурга на Сенготард» (оператор А. А. Булла). В 1910 учреждён постоянный научный кинематограф в Литовском народном доме, в 1913 — в Политехническом институте.
В 1917 в системе Внешкольного отдела Наркомпроса создан киноподотдел, руководивший проведением лекций и киносеансов в рабочих районах Петербурга в 1918 Наркомпрос РСФСР учредил петроградский областной кинокомитет, возглавивший всю работу на Северо-Западе страны. Тогда же выпущены первый фильм будущей кино/студии «Ленфильм» и первый советский игровой фильм о жизни страны после революции «Уплотнение» (сценарий А. В. Луначарского, режиссер А. П. Пантелеев, А. И. Долинов, Д. X. Пашковский). В 1919 открылась Школа экранного искусства при петроградском кинокомитете (позднее Институт экранного искусства). Дальнейшее развитие К. в Петербурге определялось Декретом Совнаркома РСФСР от 27 августа 1919 о национализации К. В 1918 создан Высший институт фотографии и фототехники (ныне ЛИКИ), изготовлены первые образцы отечественной киноплёнки. В мае 1922 организовано «Севзапкино» — красное предприятие, развернувшее плановое производство кинокартин. В 1925 началось регулярное производство кинокартин в помещении бывшего театра «Аквариум» (Каменноостровский, ныне Кировский, проспект, 10), где и сложилась будущая кион/студия «Ленфильм». В 1928 учреждена Ленинградская ассоциация революционных кинематографистов (ЛенАРК; прекратила существование в 1935), открылся первый в СССР Ленинградский дом АРК (Невский проспект, 72; позднее Дом кино). С 1921 работала фабрика эксцентричного актёра (ФЭКС) — мастерская под руководитель Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга; с 1927 началось оборудование кинофабрики «Белгоскино» (существовала в Ленинграде до 1939). В 1927 в Ленинграде открылись первый в СССР детский кинотеатр «Смена» и первый молодёжный кинотеатр «Крам» («Кино рабочей молодёжи», ныне «Молодёжный»). В 1929 в помещении Ленинградского дома кино открылся первый в СССР звуковой кинотеатр, оборудованный системой, разработанной группой ленинградских учёных во главе с А. Ф. Шориным. В 1931 на кино/студии «Ленфильм» выпущен первый звуковой игровой фильм «Одна» (режиссер Козинцев и Трауберг), тогда же в ЛИКИ состоялся первый выпуск инженеров звукового К. С 1932 аппаратуру для звукового К. начал выпускать завод «Ленкинап». В 1932 создана Ленинградская студия кинохроники (ныне ЛСДФ), в 1933 — Студия технических и учебных фильмов (ныне «Леннаучфильм»). В 1934 Ленинградская кинофабрика «Роскино» получила наименование «Ленфильм», с 1936 — кино/студия «Ленфильм». Первой из творческих организаций страны «Ленфильм» был награждён орденом Ленина (1935). Из фильмов 1920 х гг. получили известность «Дворец и крепость» (1924, режиссер А. В. Ивановский), «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927) и «Новый Вавилон» (1929, все — режиссер Козинцев, Трауберг), «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Р. Гардин) и др.
Среди наиболее значительных фильмов 30 х гг.: «Встречный» (1932, режиссер Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич), «Чапаев» (1934, режиссер С. Д. и Г. Н. Васильевы), трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939; режиссер Козинцев, Трауберг), «Депутат Балтики» (1937) и «Член правительства» (1940, оба — режиссеры А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц), «Пётр Первый» (1937—39, режиссер В. М. Петров), «Человек с ружьём» (1938, режиссер Юткевич), «Великий гражданин» (1938—39, режиссер Эрмлер), «Учитель» (1939, режиссер С. А. Герасимов).
14 июля 1941 вышел первый советский военный короткометражный фильм «Подруги, на фронт!» (режиссер В. В. Эйсымонт). Осенью 1941 коллектив «Ленфильма» был эвакуирован в Алма-Ату (до 1944), где были созданы фильмы «Она защищает Родину» (1943, режиссер Эрмлер), «Фронт» (1943, режиссеры братья Васильевы) и др. В дни войны ленинградские кинооператоры снимали жизнь осаждённого города и действия войск, защищавших Ленинград. В 1942 вышел полнометражный фильм «Ленинград в борьбе» (режиссеры Р. Л. Кармен, Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцрв, Е. Ю. Учитель). Среди фильмов послевоенных лет — киносказка «Золушка» (1947, режиссеры Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро), «Звезда» (1949, режиссер А. Г. Иванов), первый на «Ленфильме» цветной фильм «Мусоргский» (1950, режиссер Г. Л. Рошаль). Существенным сдвигом в решении современной темы стал фильм режиссера Хейфица «Большая семья» (1954). Заметное место в К. 2 й половины 50—60 х гг. заняли фильм «Дорогой мой человек» (1958, режиссер Хейфиц), «Солдаты» (1957, режиссер Иванов), «Родная кровь» (1964, режиссер М. И. Ершов), «Донская повесть» (1965, режиссер В. А. Фетин), «Дама с собачкой» (1960, режиссер Хейфиц), «Гамлет» (1964, режиссер Козинцев).
Середина 60—70 е гг. отмечены рядом значительных режиссёрских работ, разных по темам и жанрам: «В огне брода нет» (1968, режиссер Г. А. Панфилов), «Король Лир» (1971, режиссер Козинцев), «Монолог» (1973, режиссер И. А. Авербах), «Плохой хороший человек» (1973, режиссер Хейфиц), «Премия» (1975, режиссер С. Г. Микаэлян), «Старший сын» (1975, режиссер В. В. Мельников), «Ключ без права передачи» (1977, режиссер Д. К. Асанова), «Двадцать дней без войны» (1977, режиссер А. Г. Герман).
В 80 е гг. в работу ленинградского К. влилась группа талантливых молодых кинематографистов. Вместе с представителями старших поколений они продолжали разработку современной темы, ставя в своих фильмах острые проблемы и раскрывая сложный внутренний мир человека. Среди фильмов: «Последний побег» (1981, режиссер Л. И. Менакер), «Пацаны» (1984, режиссер Асанова), «Торпедоносцы» (1983, режиссер С. Д. Аранович), «Мой друг Иван Лапшин» (1984, режиссер Герман), «Порох» (1985, режиссер В. Ф. Аристов), «Левша» по рассказу Н. С. Лескова (1986, режиссер С. М. Овчаров), «Письма мёртвого человека» (1986, режиссер К. С. Лопушанский) и др.
Ленинград — культурный центр кинообразования и научно-исследовательские работы в области К., которая ведётся в ЛИКИ и секторе кино Ленинградского института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова. Там же готовятся и кадры кинематографистов. В 60 е и в 80 е гг. работали Высшие режиссёрские курсы. С 1956 издаётся еженедельник «Кинонеделя Ленинграда». В 1964 и 1983 в Ленинграде проходили 1 й и 16 й Всесоюзные кинофестивали, в 1986 —39 й Международный конгресс МАНК (Международной ассоциации научного К.). В 1990 в Ленинграде вышел 1 й номер журнала «Сеанс», посвященный проблемам киноискусства. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992