Энциклопедия Санкт-Петербурга - комиссаржевской театр
Связанные словари
Комиссаржевской театр
(Новый драмматический театр, Дирекция В. Ф. Комиссаржевской, Драмматический театр В. Ф. Комиссаржевской), основан В. Ф. Комиссаржевской в 1904. Сезоны 1904—06 работал в театральном помещении «Пассажа» (улица Ракова, 19; мемориальная доска). В труппе: Комиссаржевская, П. В. Самойлов, А. И. Каширин, К. В. Бравич, 3. В. Холмская, В. Р. Гардин, М. А. Ведринская, Е. П. Корчагина-Александровская, В. Р. Александровский, Н. А. Буткевич и др. театр открылся трагедией К. Гуцкова «Уриэль Акоста»; центральне место в репертуаре заняли «Дачники» и «Дети солнца» М. Горького (их премьеры вылились в полит демонстрации). Ставились пьесы драматургов-«знаньевцев» С. А. Найдёнова, Е. Н. Чирикова, А. И. Косоротова, пьесы А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Н. Островского. Режиссёры (Н. А. Попов, А. П. Петровский, И. А. Тихомиров, Н. Н. Арбатов) ориентировались на постановочные принципы MXТ, но не достигали присущей ему слитности актёрского ансамбля. В режиссуре некоторых спектаклей участвовал А. Л. Волынский. В 1906 Комиссаржевская сняла театр на Офицерской улица (ныне улица Декабристов). В труппу пришли В. П. Веригина, Н. Н. Волохова, Е. М. Мунт, М. А. Бецкий, Б. К. Пронин, О. А. Глебова, А. Я. Таиров, А. П. Зонов и др. Режиссёром был приглашён В. Э. Мейерхольд, с приходом которого театр К. стал своеобразной студией, где режиссёр, постигая условную природу театра, разрабатывал методы стилизованных постановок и искал новые приёмы декорационных решений (художник Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, В. И. Денисов, В. К. Коленда) и актёрской игры. Программное значение для Мейерхольда получила работа над «Балаганчиком» А. А. Блока, подсказавшая принцип сценической маски и право театра на обнажение условности сценического действия. Большинство спектаклей оставались противоречивыми режиссёрскими экспериментами. 9 ноября 1907 Комиссаржевская прервала совместную работу с Мейерхольдом, считая, что избранный им путь ведёт к театру кукол.
В 1907—09 в театре К. режиссировали Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Еврейнов, Зонов. «Праматерь» Ф. Грильпарцера (перевод Блока) оформлял А. Н. Бенуа. Запрещение «Саломеи» О. Уайльда (в переводе-переделке Н. И. Бутковской под название «Царевна», постановка Евреинова) подорвало бюджет театра. Сотое исполнение «Кукольного дома» 8 февраля 1909 стало последним петербургским спектаклем театра К. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992