Энциклопедия Санкт-Петербурга - лесков николай семёнович
Связанные словари
Лесков николай семёнович
(1831—1895), писатель. Жил в Петербурге с 1861 (с перерывами: поездки по России и за границу). Квартиры снимал на Фурштадтской улице (ныне улица Петра Лаврова, 62), на Невском проспекте, 61, Литейном проспекте, 24. В статьях начала 60 х гг., рассказе «Овцебык» (1863), романах «Некуда» (1864) и «Обойдённые» (1865), полемически заострённых против романа «Что делать?» Н.
Г. Чернышевского, утверждал несостоятельность социалистических и революционных идей русских радикальных демократов. В очерковой книге «Загадочный человек» (1870) с иронией изобразил революционно-демократическое движение 60 х гг. и его участников, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, братьев Курочкиных и др.Памфлетно представлена деятельность «шестидесятников» в антинигилистическом романе «На ножах» (1870—71). Тогда же написал ряд реалистических повестей и рассказов о тяжёлом положении крестьян, роман «Житие одной бабы» (1863) и «русскую новеллу», живописующую драматичный провинциальный быт, — «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). В 1867 на сцене Александрийского театра поставлена драма Л.
«Расточитель», опубликовано в журнале «Литературная библиотека». В 70—80 х гг. Л. создал самобытные по стилю, замыслу (положительный тип русского человека) и идейному воплощению (пафос очарованности жизнью, христианское братолюбие) произведение о национальном характере, о судьбе таланта в России, о русских праведниках (роман «Соборяне», 1872, повести «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» — обе 1873, рассказ «Однодум», 1879, «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).
В середине 70 х гг. углубляется критическое отношение к российской социально-политической реальности. В 80 х гг. проявил устойчивый интерес к религиозной теме (в том числе в жанре легенды), во имя живой христианской веры критиковал официальную церковность (очерки «Мелочи архиерейской жизни», 1878—80, повести). Под конец жизни, усиливая социальную и национальную критику, обратился к бичующей сатире («Загон», 1893; «Административная грация», 1893; «Дама и фефёла», 1894, и др.
), подчас трагического звучания. Похоронен на Литераторских мостках. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская ЭнциклопедияРед. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992
.