Энциклопедия Санкт-Петербурга - могучая кучка
Связанные словари
Могучая кучка
творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Петербурге в конце 50 х — начале 60 х гг. XIX в. (известно также под названием Балакиревский кружок, «Новая русская музыкальная школа»). В «М. к.» входили М. А. Балакирев (глава кружка), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н.
А. Римский-Корсаков, к ней временно примыкали А. С. Гуссаковский, Н. Н. Лодыженский, Н. В. Щербачёв. Её идейным вдохновителем был В. В. Стасов, давший группе это образное наименование. Композиторы «М. к.» явились последователями старших мастеров русской музыки — М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идейно-художественные устремления «М.
к.» сложились под воздействием эстетических принципов русских революционных демократов. Подобно другим вольным содружествам, возникшим в период демократического подъёма 60 х гг. XIX в. (Товарищество передвижных художественных выставок и др.), композиторы «М. к.» выступили против академической рутины, боролись за народность, национальное направление в русской музыке.
Центром их музыкально-просветительной деятельности была Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись прежде всего произведения русских композиторов. Члены «М. к.» создали высокие образцы в области оперного, симфонического, камерно-вокальных жанров.
Большое значение они придавали русской народной песне и фольклору других народов, широко используя их в своём творчестве. К середине 70 х гг. «М. к.» как единая сплочённая группа перестала существовать. Её эстетические принципы оказали влияние на многих русских композиторов. С «М. к.» преемственно связан Беляевский кружок. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская ЭнциклопедияРед. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992
.