Энциклопедия Санкт-Петербурга - одоевский владимир фёдорович
Связанные словари
Одоевский владимир фёдорович
(1803 или 1804—1869), князь, писатель, философ, музыкант и литературный критик, популяризатор научных знаний. Двоюродный брат А. И. Одоевского. С 1826 жил в Петербурге, где приобрёл известность фантастическими рассказами «Пёстрые сказки...» (1833), сатирическими светскими повестями «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839), романом «Русские ночи» (полностью 1844; переиздан 1975). Петербург — место действия или сопутствующий фон описания фантастических событий в повестях О. 1830 х гг.: в «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» Невский проспект представлен как место сказочных «заморских» искушений, в «Привидении» — повести, воплотившей тему петербургского бюрократического абсурда, — сошедший с ума чиновник воображает себя лежащим на полке департаментским делом; в повестях «Реторта», «Насмешка мертвеца» хаос наводнения грозит окостеневшей упорядоченности петербургской светской жизни (см. также «Сказку о том, по какому случаю...»). Автор «Пёстрых сказок» во многом сближался с Н. В. Гоголем; известно намерение О. и Гоголя издать альманах «Двойчатка», в котором они хотели представить все социальные «этажи» Петербурга.
О. — один из создателей портрета светского Петербурга, города, где можно блистать на балах и делать карьеру (повести «Чёрная перчатка», «Свидетель»). В «Петербургских письмах» (1835, не окончены) образ Петербурга определяет коллизию повести — крушение «петербургской мечты» неофита-москвича. Необычно и полемически решает О. тему «Москва — Петербург» в неоконченном технократическом романе-утопии «4338 й год»: здесь Петербург, город пятого тысячелетия, сливается с Москвой и преодолевает свою «особность» от России; облик и климат столицы преобразованы волшебством техники, устранена угроза наводнений.
О. в своём творчестве не прошёл мимо и «петербургского мифа» (о создании северной столицы); в романтическую повесть «Саламандра» (1841, 1844) он ввёл предание о строительстве Петербурга, стилизованное под финскую легенду: Пётр I, безуспешно пытавшийся построить город на болоте, выковал его, подняв в воздух, и опустил на землю. Чудесно созданный Петербург символизирует одновременно и дерзкое творчество Петра-демиурга, и гибельную непрочность его творения.
В начале 1830 х — первой половине 1840 х гг. О. известен и как хозяин литературного салона (см. Одоевского салон). В 1826—39 жил в Мошковом переулке (ныне участок домов 1—3 по Запорожскому переулку), в 1840—41 — на набережной р. Фонтанки, 35, в 1842 — на Литейном проспекте,36/2. В Петербурге занимался филантропической деятельностью (учредитель Общества посещения бедных, 1846—55), издавал журнал для крестьян «Сельское чтение» (1843—48), с 1846 служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея (в его здании, ныне набережная Красного Флота, 44, О. жил в последние петербургские годы); по инициативе О. в 1861 коллекции Румянцевского музея перевезли в Москву. В 1862 возвратился в Москву и сам О. Опубликованный в Москве «Дневник» О. содержит воспоминания о его жизни в Петербурге. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская ЭнциклопедияРед. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992
.