Энциклопедия Санкт-Петербурга - римский-корсаков николай андреевич
Связанные словари
Римский-корсаков николай андреевич
(1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Р.-К. прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65 участвовал в заграничном плавании. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и др., стал членом Балакиревского кружка, известного впоследствии как «Могучая кучка». С 1871 профессор консерватории (классы практического сочинения, инструментовки, оркестровки), в 1873—84 инспектор музыкальных хоров (духовых оркестров) Морского ведомства, в 1874—81 директор Бесплатной музыкальной школы, в 1883—94 помощник управляющего Придворной певческой капеллой. В 1874 впервые выступил как дирижёр в симфоническом концерте (позже дирижировал и оперными спектаклями). В 80 е гг. возглавил Беляевский кружок.
Из 15 опер созданных Р.-К., впервые в Петербурге (главным образом в Мариинском театре) поставлены: «Псковитянка» (1873; 3 я редакция 1895), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Сервилия» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907). В Петербурге впервые исполнены и его симфонические произведения, в том числе 1 я симфония (1865), «Увертюра на темы 3 русских песен» (1866), «Сербская фантазия» и музыкальная картина «Садко» (обе 1867), 2 я симфония (позже — симфоническая сюита «Ангар»; 1868), 3 я симфония (1874, первое выступление Р.-К. в качестве дирижёра), «Испанское каприччио» (1877), сюита «Шехеразада» и увертюра «Светлый праздник» (обе 1888). Благодаря редакторской работе Р.-К. были опубликованы и исполнены (преимущественно впервые в Петербурге) многие произведения русских композиторов, в том числе «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского; участвовал в издании оперных партитур М. И. Глинки. Большое просветительное значение имели выступления Р.-К. как дирижёра в концертах Бесплатной музыкальной школы, Русского музыкального общества, «Русских симфонических концертах».
Р.-К. — создатель композиторской школы, воспитавший свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский. Ценный материал по истории музыкальной культуры второй половины XIX в., в частности Петербурга, содержит автобиографическая книга Р.-К. «Летопись моей музыкальной жизни», над которой он работал в 1876—1906 (издана под редакцией жены композитора Н. Н. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909; 9 издание, 1982).
Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, в 1937 прах перенесён в Некрополь мастеров искусств. В квартире, где Р.-К. жил последние 15 лет (Загородный проспект, 28), в 1971 открыт Музей-квартира. Именем Р.-К. в 1939 назван проспект (см. Римского-Корсакова проспект). Его имя присвоено консерватории и музыкальной школе Дзержинского района (улица Некрасова, 4/2). На Театральной площади, возле консерватории, установлен памятник Р.-К. (скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал). Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992