Энциклопедия Японии - ёкомицу риити
Ёкомицу риити
(1898–1947) известный писатель, представитель неосенсуализма (разновидность модернизма). Это направление возникло под влиянием величайшей трагедии Японии XX в. землетрясения 1923 г., разрушившего до основания Токио и потрясшего страну. Исходным принципом неосенсуалистов стало утверждение, что только субъективное ощущение способно проникнуть в сущность вещей и что литература призвана воспроизводить именно эту сторону человеческой природы. В основе творческого метода писателей-неосенсуалистов лежал хорошо известный на Дальнем Востоке прием ассоциаций по контрасту, издавна применявшийся в японской поэзии и живописи. Манифест школы, опубликованный в 1930 г. писателем и теоретиком направления Ёкомицу Риити, провозгласил своим принципом "искусство ради искусства". Писатель заявил, что человек осмысливает не мир, а свое восприятие мира, следовательно, художественное творчество отражает не объективную реальность, а лишь субъективные ощущения. Ёкомицу Риити, подвергая критике пролетарское искусство, писал: "В наше время исторический материализм успел вторгнуться в область всей духовной жизни… Его наступление усиливается с каждым днем, с каждым часом. Нам, представителям чистого искусства, выпала судьба повернуть свое оружие в сторону этого непредвиденного врага…" В ранних произведениях писателя, рассказе "Муха" и др. провозглашался фатализм и абсурдность жизни. Рассказ "Муха" весьма короткое и ироничное описание одного события. В нем рассказывается о конном экипаже, который едет по горам. Кучер большой любитель сладких булочек, и когда он наедается, то глубоко засыпает. Без управления повозка срывается со скалы. Все пассажиры погибают; единственное существо, которое выживает, муха, присосавшаяся к трупу лошади и созерцающая картину всеобщей смерти. Новелла "Механизм" типичное для писателя выражение идеи фатальной обусловленности всего происходящего в мире, в которой ощущается влияние Марселя Пруста и Поля Валери. Новелла позволила утвердиться Ёкомицу в литературном мире. В произведении постоянно всплывает образ некоего механизма, и рассказчик, от имени которого ведется повествование, задается вопросом: "Что окружающие думают об этом самом механизме?" Вот его рассуждения: "Когда я сам не мог просчитать все жизненные ситуации, нечто могло это сделать за нас, что сидело внутри человека. Это был некий механизм, который мы не могли видеть, механизм, который непрерывно калькулировал нас и который затем направлял наши действия согласно произведенным вычислениям..." В рассказе этот механизм предстает вершителем судеб (писатель верил в то, что внешние условия определяют судьбу человека). Эта машина, считает герой, контролирует жизни людей, которые по своей глупости думают, что живут в соответствии со своей волей. В 1936 г. Ёкомицу Риити был отправлен в Европу в качестве корреспондента газеты для освещения Берлинской Олимпиады. Прежде чем добраться до Берлина, он побывал в Париже и Лондоне. Находясь в Берлине, писатель думал только о том, как бы поскорее вернуться на родину, потому что теперь западные идеи его совсем не привлекали. Западному человеку может показаться странным, почему писатель, в своем творчестве опиравшийся на творчество европейское, вдруг испытывает неудовлетворение от поездки. Подобной перемене во взглядах посвящен роман "Печаль путешественника", который стал появляться в периодической печати с 1937 г. В частности, в эпизоде, в котором речь идет о взятии Бастилии, из беседы двух героев становится ясен новый настрой самого писателя. Ранний неосенсуализм Ёкомицу в духе модных западных теорий теперь заменяется на концепцию о том, что японцы духовно богаче европейцев. После написания этого романа Ёкомицу отчасти утратил свой былой художественный пафос. Все следы модернизма ушли в прошлое, и мало что стало отличать его работы от текущей прозы. В дальнейшем писатель окончательно отказывается от экспериментов со стилем, что было характерно для его ранних произведений. Это на некоторое время позволило ему завоевать успех у читателей, так и не сумевших постичь язык модернизма с его игнорированием устоявшихся правил словесности. В дальнейшем Ёкомицу Риити окончательно переходит к реализму и встает на правые и националистические позиции, все больше подвергая критике западную цивилизацию и культуру.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009