Географическая энциклопедия - печенга
Связанные словари
Печенга
На берегах Печенги и Пазреки Трифон занимался обращением лопарей в христианство.
Благодаря его усилиям на Печенге была построена Троицкая церковь. Вскоре после освящения церкви Трифон постригся в монахи и занялся устроением обители. Трифонова обитель стала главным распространителем и оплотом христианства на Западном Мурмане. Грамотой Ивана Грозного, помеченной ноябрем 1556 года, Печенгскому монастырю были пожалованы окрестные земли, леса и морское побережье.
Этим было обеспечено материальное благосостояние монастыря. Получив грамоту на лучшие незамерзающие заливы на Западном Мурмане, Трифон основал там рыбные и звериные промыслы, соляные варницы, лесные дворы, мельницы, разные заводы. В Печенгскую гавань стали приходить иностранные корабли с товарами, которые обменивались на изделия монастырских промыслов.Обширную торговлю вел и сам монастырь. Его торговые суда доходили до Архангельска и Холмогор. И после смерти Трифона (в 1583 году) основанный им монастырь продолжал расти и крепнуть, благодаря чему в Заполярье усиливалось влияние России. Однако такое усиление позиций России не устраивало Швецию и Данию, и в 1589 году шведский отряд совершил налет на монастырь.
При налете погибла почти вся братия (уцелели лишь находившиеся в отлучке), строения и промышленные заведения были преданы огню. После разорения монастырь продолжал существовать, но его значение было подорвано. По указу Екатерины II в 1764 году Печенгский монастырь был ликвидирован.В 60-е годы 19 века началась колонизация Мурманского побережья (до этого постоянных селений на побережье не было, а в промысловые становища рыбаки и торговцы приходили лишь на весну и лето — на период лова). В ходе колонизации на западном берегу Мурмана селились, в основном, финны и норвежцы, исповедывавшие лютеранство. В связи с этим власти решили создать здесь «маяк и оплот русского православия», используя популярный среди местного населения культ Трифона и исторические корни Печенгского монастыря.
Трифоно-Печенгский монастырь был восстановлен указом Святейшего Синода от 12 марта 1886 года. Тем же указом он был приписан к Соловецкому монастырю. Помимо распространения и укрепления православия восстановленный монастырь, как и его предшественник, активно осуществлял хозяйственную деятельность, принимал участие в содержании бакена и маяка в Печенгской губе, в строительстве дорог.
Деятельность Трифоно-Печенгского монастыря была прервана революцией и гражданской войной. В декабре 1920 года монастырь был ликвидирован. В 1922—44 гг. отошла к Финляндии под названием Петсамо. В церквах монастыря проходили лютеранские службы, монахи переселились в Ново-Валаамскую обитель (Финляндия). После присоединения к СССР строения подверглись обычному вандальскому нашествию.
До настоящего времени сохранилась деревянная церковь Рождества Христова. С 1997 года деятельность монастыря снова возобновлена. .