Географическая энциклопедия - стрельна
Связанные словари
Стрельна
В 1714 году началось строительство нового дворцово-паркового ансамбля с большим регулярным парком. Для создания водоема, способного обеспечить действие значительного количества фонтанов, по замыслу Петра I в 1715 году Стрелку перегородили плотиной, и образовался обширный пруд (ныне Орловский). Первый генеральный план Стрельны был разработан в 1716 году Б. К. Растрелли. Осенью 1716 года работы по Стрельне были переданы архитектору Ж. Б. Леблону. В течение двух лет Леблон развернул работы по планировке сада, рытью и отделке каналов и посадке деревьев. В 1719 году строительство в Стрельне возглавил архитектор Н. Микетти. Он разработал план Стрельнинского дворца, заложенного в июне 1720 года. В 1721 году руководство строительством было поручено М. Г. Земцову, который оставался архитектором «стрельнинского строения» около 20 лет.
В 1747—1761 годах работами руководил архитектор В. В. Растрелли. В 1797 году Стрельнинский дворец и парк перешли в собственность сына Павла I, Константина. В конце 18 и начале 19 века работы в Стрельне вели В. Бренна, А. Н. Воронихин, а в 1850-х годах — А. И. Штакеншнейдер. В 1847 году Стрельнинский ансамбль стал летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича. С этого времени дворец и парк получили наименование Константиновского. После 1918 года здания-памятники, находившиеся в Стрельне, были взяты под охрану. С 28 сентября 1941 года по 19 января 1944 года находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: сожгли деревянную церковь петровского времени, Большой Стрельнинский дворец, повредили деревянный Петровский дворец. В послевоенные годы были проведены реставрационные работы, начато восстановление Стрельнинского парка.
Крупнейшее сооружение Стрельнинского ансамбля — Большой (Константиновский) дворец — одно из наиболее оригинальных произведений русской архитектуры первой четверти 18 века. Трехэтажное каменное здание двора воздвигнуто на двадцатиметровой естественной гряде, склон которой декорирован со стороны моря террасой. Главный фасад, обращенный к морю, композиционно связан с аркадами грота. Монументальное здание замыкает перспективы каналов и аллей, придает панораме Нижнего парка торжественность. Средняя часть центрального корпуса дворца выделена объемом, ступенчатой кровлей, балюстрадами и башенкой-бельведером.
Фасад центральной части прорезан тремя высокими арками. Этот сквозной проем, обрамленный сближенными колоннами, — один из декоративных мотивов в композиции дворца. Колонны римско-дорического ордера, несколько выдвинутые по отношению к фасаду, несут балкон, на который выходят широкие полуциркульные окна. Лучковый фронтон, пилястры и лепка дополняют декор средней части дворца. Боковые части северного фасада акцентированы пилястрами, охватывающими два этажа, фигурными наличниками и сандриками окон, в которые вкомпонованы раковины и маскароны (сохранилось несколько первоначальных свинцовых маскаронов). Южный фасад дворца имеет в плане П-образную конфигурацию. Строительство Стрельнинского дворца велось в 1720—1726 годах по проекту архитектора Н. Микетти. С 1723 года производством работ по дворцу руководили М. Г. Земцов, Т. Н, Усов, П. М. Еропкин. В 1751—1761 годах работы «по возобновлению» Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям В. В. Растрелли. В 1802—1804 годах по чертежам А. Н. Воронихина растреллиевская барочная отделка была в значительной степени уничтожена, и интерьерам был придан облик, характерный для архитектуры классицизма. В 1832—1850 годах архитекторы Х. Мейер и А. И. Штакеншнейдер вновь обновляли интерьеры дворца.
С Константиновским дворцом органически связана и вся композиция Стрельнинского парка, занимающего площадь 45 га. В плане парк представляет вытянутый прямоугольник. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.
Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями. Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов. Самые старые водоемы были созданы в 1717—1720 годах юго-западнее регулярной части парка. Композиция приморских стрельнинских парков, сочетающих регулярные и пейзажные элементы (общей площадью 132 га), сформировалась в результате работы архитекторов 18 и первой половины 19 века. В 1941—1944 годах Стрельнинскому парку был нанесен большой ущерб: мосты, плотины, шлюзы получили сильные повреждения. Однако основа регулярной и пейзажной планировки сохранилась. После войны был возрожден декор Мраморного зала, расположенного над аркой центральной части дворца, и Голубой зал.
После революции дворец был передан детской школе-колонии, его последний владелец — великий князь Дмитрий Константинович — расстрелян. После колонии сюда въехало Арктическое мореходное училище, которое просуществовало во дворце до начала 1990-х годов. Затем дворец взяло на баланс Управление делами президента России. Константиновский дворец был фактически заново создан, некоторые помещения впервые сделаны так, как было замыслено архитекторами. На первом этаже Константиновского дворца открыт музейный зал, на втором этаже — «протокольная часть»: Овальный, Мраморный, Голубой залы. В подвалах восстановлены гроты и воссозданы существовавшие здесь ранее винные погреба. Для приема гостей президента предназначены 20 двухэтажных коттеджей, находящихся на территории комплекса. Интерьеры коттеджей создавали мастера из 20 российских городов (Москвы, Владимира, Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока). Екатеринбуржцы отделали свой коттедж малахитом, у входа поставили скульптуру хозяйки Медной горы. Резиденция президента в Стрельне получила название «Морской».
Деревянный дворец Петра I выстроен на невысоком холме. Это одноэтажное здание с мезонином под треугольным фронтоном. Средняя часть здания выделена балконом, который покоится на колоннах тосканского ордера; окна первого этажа обрамлены фигурными наличниками, углы акцентированы рустами, а кровля — балюстрадой с вазами. Объемное решение дворца, характер декоративных деталей типичны для архитектуры первой четверти 18 века. Стрельнинский деревянный дворец Петра I был построен в 1710 году, возобновлен в 1749—1750 годах архитектором В. В. Растрелли и его помощником С. Волковым, а в 1837—1840 годах — архитектором Х. Мейером. Но его художественный облик был полностью сохранен. Поврежденный в годы Великой Отечественной войны этот памятник русского барокко был реставрирован в 1951—1952 годах.
В Стрельне, как и в других дворцовых комплексах, соседствуют памятники 18 и 19 веков. К западному берегу Орловского пруда, созданного в первой четверти 18 века, примыкает Орловский парк, который сформировался в 1830—1840 годах из нескольких участков и получил свое название по имени владельца графа А. Ф. Орлова. Орловский парк — пейзажного стиля. В его панораме чередуются аллеи, куртины, лужайки с отдельными деревьями и живописными группами. В композицию парка включены гладь Орловского пруда и островок на нем, а также два пруда в глубине парковой территории. Земля из этих прудов была использована для создания искусственного холма. Зеленый массив парка составляют липы, клены, дубы, ясени, березы, тополя, ели, вязы, пихты и лиственницы, которые в разное время года создают живописный эффект.
Во время Великой Отечественной войны дворец в парке был уничтожен, но сохранились некоторые постройки, характерные по своим художественным формам для парковой архитектуры 1830—1840 годов, в которых отразилось увлечение готикой. Со стороны шоссе на Петербург расположены главные ворота Орловского парка с пилонами из естественного камня, со стрельчатыми арками, с чугунными решетками. Рядом с воротами находится одноэтажный облицованный туфом домик привратника. В его декоре использованы готические элементы, фигурные щипцы, контрфорсы, стрельчатые завершения оконных проемов, геральдические щиты. Искусственный пруд неправильной формы с высоким насыпным холмом на восточном берегу архитектор П. С. Садовников использовал для размещения декоративной трехъярусной башни-руины, а у подножия холма он устроил полуциркульный декоративный грот с дорическими колоннами.
Двухэтажное здание Стрельнинского вокзала с четырехъярусной башней было построено в 1857 году архитектором Н. Л. Бенуа. В краснокирпичном с белыми деталями двухэтажном здании вокзала сочетается функциональность и лапидарная декоративность. Включив в композицию обычную для вокзала башню, Н. Л. Бенуа, используя стилистические элементы средневековой архитектуры, придал строению сходство с замковой капеллой. Среди памятников архитектуры, находящихся в Стрельне, внимания заслуживает здание почтовой станции, расположенное на шоссе почти напротив Стрельнинского дворца. Все мотивы архитектурного и лепного декора этого строения характерны для русского классицизма начала 19 века. Существует предположение, что здание почтовой станции было построено в 1784—1785 годах по проекту Н. А. Львова и В. И. Волкова. В 1809 году почта была частично перестроена архитектором Л. И. Руска, а в 1830 году И. И. Шарлеманем. Но перестройки не изменили главного в этом сооружении: четкой функциональной определенности всех частей, сочетающейся с лаконичным декором классицистического характера.
К Стрельне тяготеет ансамбль Троице-Сергиевской пустыни, сложившейся в 18—19 столетиях на месте дачи, принадлежавшей царевне Екатерине Иоанновне. В 1756—1763 годах по проекту П. Трезини здесь был разбит регулярный парк площадью 10 га, построены здания собора, Трапезной, Братский и Настоятельский корпуса, Инвалидный дом. Правильный четырехугольник, образованный монастырскими корпусами, был подчеркнут каменной оградой с четырьмя башнями по углам. В первой половине 19 века по проектам архитекторов Л. Руска, А. П. Макарова, Р. И. Кузьмина, Г. А. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, А. М. Горностаева были осуществлены перестройки старых и созданы новые сооружения. В комплекс пустыни включен ряд надгробных монументов, представляющих исторический и художественный интерес. В годы Великой Отечественной войны ансамбль Троице-Сергиевской пустыни понес невосполнимые потери. Однако здесь сохранились здания Настоятельского корпуса, угловая башня, каменная ограда, Братский корпус — памятники, характерные для архитектуры 18 века.