Географическая энциклопедия - валаам
Связанные словари
Валаам
ские острова с 12 века упоминаются как владения новгородцев. Монастырь здесь был основан в 14 веке. Среди братии были Сергий и Герман ские, преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский. Многие из валаамских монахов впоследствии основали другие обители. ским иноком был преподобный Герман Аляскинский — первый православный святой Америки.
Жизнь насельников ского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно был разорен. В начале 17 века монастырь был полностью разрушен, а ские острова на 100 лет отошли к Швеции. По распоряжению Петра I в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего расцвета к середине 19 века. К этому времени относится и большинство архитектурных памятников. Усердием ской братии под управлением игумена Дамаскина основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты. На е действовало около 30 производств, в том числе небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, гончарный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография. Строгий устав ской обители, введенный игуменом Назарием по образцу устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Следовало хранить душевное и телесное безмолвие, запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, вести переписку без благословения настоятеля. Уставом предусматривались общежительная, скитская и отшельническая формы монашеской жизни. В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях а и на других ладожских островах. В 19 веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на е была восстановлена аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Шесть лет подвизался на е преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником оптинского старчества.
Природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на множество паломников. Остров посещали российские императоры и члены императорской фамилии. Неоднократно приезжал на святитель Игнатий (Брянчанинов), живописцы И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, ученые Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев.
С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции 1917 года оказался на территории независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи большинства русским монастырей. Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война и должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-ский монастырь. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов и юнг, затем дом инвалидов, Сюда были свезены инвалиды с особо тяжелыми увечьями. Так впервые почти за тысячелетнюю историю а на нем появились светские жители.
Лишь в декабре 1989 года на вернулись монахи. В 1991 году Спасо-Преображенскому скому монастырю был дан статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении московского патриарха. Усердием братского хора в монастыре возрождается знаменное пение, характерный валаамский распев. С большой торжественностью встречает монастырь свои главные праздники — дни памяти Сергия и Германа ских (11 июля и 24 сентября н. ст.) и Преображения Господня (19 августа н. ст.). На е организованы православная приходская община и воскресная школа для детей и взрослых. Монастырь оказывает посильную помощь населению острова, работает благотворительная столовая, монастырский флот обеспечивает связь обители с материком. Обустраиваются подворья монастыря в Москве, Петербурге, Приозерске, Сортавале.
Из старых зданий сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь с трапезной, кельи, гостиница (все — 19 в.), рядом с монастырем — конюшенный (работный) и водопроводный дома (19 в.). На е сохранилось множество монашеских скитов, некоторые из них являются жилыми. Недалеко от Преображенского собора расположено три скита: Белый, Желтый и Красный. К ним ведет дорога вдоль Ладожского озера. Но дорогах, некогда построенных монахами, никогда не образуются лужи и во время дождей не задерживается вода. В красивейших местах острова стоят поклонные кресты.