Древний мир Энциклопедический словарь - аббасидов халифат
Аббасидов халифат
феод. госуд., назыв. по правившей в нем династии халифов Аббасидов. А. х. называют также Багдадским халифатом по назв. его столицы. В состав А. х. входили терр. совр. араб. стран Азии, Иран (до нач. 9 в.), юж. часть Ср. Азии, Египет, а также Сев. Африка (до 9 в.). Существовал как самостоят. госуд. с 750 по 945, когда был завоеван Буидами, к-рые господствовали в нем до завоев. Багдада сельджуками (1055). Под назв. «А. х.» понимается также мусульм. форма теократии, представители к-рой господствовали в Багдаде (762 — 1258). А. х. — феод. деспотия во главе с халифом, в руках к-рого была сосредоточена духовная и светская власть. В отличие от Омейядов (661 — 750) — представителей араб. аристократии, опорой к-рых служили араб. племена, Аббасиды выражали интересы феодалов мн. стран, входивших в А. х. При первых Аббасидах в 8 — 9 вв. особое значение приобрели иран. феодалы, а араб. родовая аристократия утратила свое исключит. значение и привилегиров. положение. В феод. госуд. А. х. гл. отраслью произ-ва оставалось земледелие, основанное на искусств. орошении, а осн. производителем — крестьянин, подвергавш. закрепощению. Кочевое и оседлое скотоводство имело тоже большое, но меньшее, чем земледелие, экономич. значение. Подавляющая часть обрабатыв. земель формально считалась гос. собственностью. На этом основании казна взимала с земледельцев подати за пользование землей и водой из гос. оросит. системы. Часть гос. земель в виде икта передавалась во владение феодалам в обеспечении их воен. службы. Постепенно из пожалования ренты икта превратилась в пожалование земли и из врем. или пожизн. бенефиция — в наследств. лен, оставаясь и на раннем и на позднем этапе условным феод. владением. Особенно тяжелым было положение крестьян, к-рые обрабатывали земли на условиях издольной аренды, отдавая госуд. или феодалу 50% урожая, а иногда и более.
Усиление феод. зависимости крестьян вызывало антифеод. движение. Наиболее значит. выступления — под рук. Сумбада в Хорсане (755), восстание Муканны (776 — 783) в Ср. Азии, крест. война хуррамитов (816 — 837) под предводит. Бабека в Азербайджане и Зап. Иране, восстание под рук. Мазьяра в 839 в Табаристане (Мазандеран) и др. Эти движения часто принимали форму сектантства, враждеб. ортодоксальному исламу, к-рый явл. идеологией господств. класса. В восстаниях сектантов вместе с крестьянством принимало активное участие плебейское население городов, а иногда и кочевники. Городской плебс был занят разнообраз. ремеслами, тесно связанными с мелкой торговлей. Наряду с ткачеством, выделкой кожи и произ-вом кож. изделий, а также обработкой металлов достигли совершенства иск-во ремесленников в изготовл. украшений из благородных металлов и ювелирное дело. Развитие ремесла и торговли способств. росту городов в А. х. Наиболее крупными городами в А. х., помимо Багдада, были Басра, Дамаск и Каир, явл. не только крупнейш. центрами ремесл. произ-ва, но и важнейш. очагами культуры.
Торговля с др. странами находилась в руках богатых купцов. Уже в кон. 8 в. араб. и иран. мореплаватели приставали к берегам Индонезии и Малайи, а затем через Сингапурский прол. проникали в Тихий ок. и вели торговлю с китайцами; в Гуанчжоу (Кантоне) имелись кварталы, населенные мусульм. купцами, прибывш. из А. х. Постоянные торг. связи установились также с народами Вост. Европы.
Хар-рной особенностью феод. общества А. х. было длительное (до 10 в.) существование сильного рабовлад., а также патриархал. уклада (у бедуинов и др. кочевников). Труд рабов, преим. иноземного происхожд., использовали не только в ремесле, но и в земледелии и особенно в системе искусств. орошения. В Юж. Ираке, наиболее развитой агр. обл. А. х., и в Хузистане обработкой целины, проведением оросит. каналов, возделыванием хлопчатника и сах. тростника были заняты зинджи — рабы из Вост. Африки.
В 869 — 883 происходило мощное восстание зинджей, с большим трудом подавл. халифскими войсками. После этого значение рабовлад. уклада стало быстро падать. Сокращение рабск. труда в ирригац. земледелии сопровожд. усилением эксплуатации крестьян, бывших свободных общинников, процесс закрепощения к-рых ускорился. В связи с этим усилилась власть и экономич. значение численно увеличивш. феодалов — мукта, или иктадаров, становивш. все менее зависимыми от цент. власти. Это привело к распадению А. х., отдельные обл. к-рого, находивш. на различ. уровнях экономич. развития и этнич. разнородные, были слабо связаны между собой.
Уже в кон. 8 в. усиление крупных феодалов, присваивавших гос. земли, позволило окраинным обл. А. х. стать независимыми от багдадского пр-ва. Стремление крупных феодалов к сепаратизму совпадало с борьбой нар. масс, покоренных арабами стран против араб. господства, что было использовано местным господств. классом. Возникли местные династии Идрисидов (788 — 985) в Марокко, Аглабидов (800 — 909) в Ифрикии, а с 821 началось отпадение Ирана, завершивш. в нач. 9 в.; там господствовали Тахириды (821 — 873), Саффариды (867 — 908), Саманиды (875 — 999), Газневиды при Махмуде и Масуде и нек-рые местные мелкие династии. Особенно упорной и успешной была борьба народов Ср. Азии и Закавказья, заверивш. в 9 в. восстановл. местной феод. государственности. В Египте правили Тулуниды (868 — 905), подчинившие также Палестину и Сирию.
Одновременно с распадением А. х. наблюдалось ослабление политич. власти и значения багдадских халифов. Обеспокоенные восстаниями своих поданных (в т.ч. столичного населения) и не считая надежными и достаточно боеспособными ополчения араб. племен, верхушка к-рых была связана с предшествующей династией, халифы сделали своей опорой вооруж. иноземные отряды из наемников и рабов (персов, берберов и др.). Халиф Мутасим (833 — 842), при предшественниках к-рого мощные нар. движения грозили гибелью династии, стал формировать гвардию из тюркских арабов. Во 2-й пол. 9 — нач. 10 вв. эта гвардия захватила политич. власть в А. х. В 945 зап.-иран. шиитские шахиншахи Бувейхиды (Буиды), взяв Багдад, сделали халифа ору-дием свой политики. Лишенный политич. власти, халиф превратился в мусульм. первосвященника, религ. авторитет к-рого признавали все сунниты. После взятия Багдада сельджуками в 1055 аббасидские халифы, оставаясь преим. первосвященниками, частично восстановили свою свет-скую власть. Но, владея только Багдадской обл., они были мелкими государями.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.