Античный мир Словарь-справочник - аристотель
Аристотель
(греч. Aristoteles)
(384 322 до н.э.)
греческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона и его великий противник («Платон мне друг, но истина дороже»). Выходец из халкидского г. Стагир (отсюда его прозвище Стагирит). Его отец Никомах был придворным врачом македон. царя Аминты, деда А. Македонского. В 17 лет А. отправился в Афины. После смерти Платона переехал в Троаду, а оттуда в Митилену (о-в Лесбос). Принял приглашение македон. царя Филиппа II и воспитывал А. Македонского. В 335 г. снова прибыл в Афины, где основал свою школу в гимнасии Ликея. Собрал огромную естественноисторическую библиотеку. Последние годы своей жизни провел на о-ве Эвбея. Сохранившиеся произведения А. разделяются на 7 групп: трактаты по логике, объединенные общим названием «Органон» («Категории», «Аналитики»); физические трактаты («Физика», «О небе»); биологические трактаты («История животных», «О возникновении животных», «О душе»); философские («Метафизика»); сочинения по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика»); социально-политические и исторические сочинения («Политика», «Афинская полития»); работы по искусству, поэзии и риторике («Риторика», «Поэтика»).
Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983; Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. М., 1982.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(384-322 до н. э.)
Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра (см. Александр Македонский). В 335 он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда называли перипатетической, так как обучение происходило во время прогулок, под крытой галереей (peripatos). Его работы были собраны и изданы в 1 в. до н. э. По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни. Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, большей частью благодаря работам арабских ученых, таких, как Аверроэс и Авиценна, а в латинском переводе были широко известны особенно после того, как Фома Аквинский включил философию Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его "первым среди знающих", и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, писал ли он о политике, этике, физике или биологии, и главной его характеристикой можно назвать "сильно развитый здравый смысл". В эпоху Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, так как они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Однако если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отождествлялся со схоластической логикой, осужденной Эразмом Роттердамским, а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение. Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французских классицистов, берет начало в "Поэтике" Аристотеля, однако сам философ не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе "старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше". Он также указывал, что эпос может описывать события, происходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на "единстве сюжета". "Поэтика" Аристотеля содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.