Античный мир Словарь-справочник - этрусское искусство
Этрусское искусство
произведения монументального и декоративно-прикладного иск-ва, созданные этрусками, населявшими Сев. и Центр. Италию в I тыс. до н. э. Заимствуя мн. элементы в культуре Др. Греции и гос-в Передней Азии, этруски создали особый худож. язык. Основным источником реконструкции общей картины развития Э. и. служат материалы раскопок некрополей. Памятники раннего периода Э. и. (IX VIII вв.) во мн. связаны с культурой Вилланова (урны биконической формы) и представлены гл. обр. керамикой сосудами импасто (IX VII вв.) разнообразных форм, с гравированным или лепным декором, вазами геометр, стиля (2-я пол. VIII VII в., мастерские в Вейях, Вульчи, Тарквиниях), в росписях к-рых чисто геометр, мотивы иногда соединяются с фигурами птиц, рыб («стиль метоп»), а также многочисл. предметами вооружения из бронзы и железа. Об архитектуре этрусков ранн. периода можно судить по погребальным урнам в виде хижин. Древнейшие остатки храмов, развившихся из открытых оград-святилищ, относятся к VI в. Классич. этрусский храм, на высоком каменном подиуме с лестницей на торцовой стороне, почти квадратный в плане, состоял из трех расположенных рядом целл (посвящ. триаде верховных божеств Тинии, Уни, Менрве), открывавшихся в глубокий портик с двумя рядами колонн. Стены, колонны (сырцовый кирпич, дерево), углы фронтонов, выступы балок, гребень крыши украшались терракотовыми рельефными плитами, антефиксами, отдельными фигурами, ярко раскрашенными (Аполлон из Вей, VI в. до н.э.). Сами фронтоны вплоть до эпохи эллинизма оставались пустыми. Архит. терракоты с изображениями Горгоны Медузы, Ахелоя, менад, сатиров, морских чудовищ имели апотропеическое (отвращающее зло) значение. Изготовлявшиеся в мастерских Цере, Тарквиний, Фалерий, Орвьето, Капуи антефиксы V в. свидетельствуют о сильном влиянии гр. иск-ва, способствовавшего постепенному изменению общего характера декора храма (появл. высокий рельеф, круглая скульптура, в т. ч. во фронтонах); во II I вв. храмы, уже из камня, теряют специфически этрусские черты. Хорошо сохран. инженерные сооружения этрусков городские укрепления, мосты, дороги, каналы (Архитектура римская). Некрополи имитировали планировку городов. Гробницы разнообразны по типам и размерам: псевдокупольные; однои многокамерные, перекрытые курганом-тумулусом с каменным основанием-крепидой (VII в.); вырубленные в скале (VI II вв.); сложенные из каменных блоков с двускатной крышей и т. д. Со 2-й пол. VII в. стены гробниц покрывают росписями (эпизоды из гр. мифов, гомеровского эпоса, погребальные игры, пиры, сцены охоты), осн. содержанием к-рых была идея посмертного преображения. В VII VI вв. они проникнуты настроением радости, безмятежности, их контурный рисунок порой неловок, но всегда живой и выразительный, а краски яркие, подчас пестрые; с V в. появляются и ко II в. доминируют трагич. темы, настроение безысходности; мастера, свободно владея всеми живопис. приемами, акцентируют внимание на эмоциональной характеристике героев. Иногда росписи заменялись рельефами. В гробницу (в VII нач. VI в. индивидуальную, с VI в. семейную) помещалась урна-канопа с прахом умершего, увенчанная крышкой в виде фигуры, позже головы человека, трактованной обобщенно и в то же вр. индивидуально; эта линия будет продолжена в терракотовых т. н. вотивных (посвятительных) головах, в к-рых видят один из истоков рим. скульптурного портрета. Урны были и в виде сидящей мужской, женской фигуры; в к. VI в. их сменяют саркофаги большие, в виде ложа с возлежащим на крышке умершим или супружеской четой (Цере), и маленькие, прямоугольные ящички с двускатной крышкой-кровлей и рельефными стенками (гр. мифы, троянский, фиванский циклы, из к-рых выбираются самые трагич. моменты; Кьюзи); терракотовые или каменные (туф, травертин, алебастр), часто раскрашенные, они существуют вплоть до I в. до н. э. Монумент, скульптура, связанная почти исключ. с погребениями, в Э. и. особого развития не получила. Ранние ее образцы анималист, и миф. фигуры стражи могил; изображения человека в архаич. скульптуре редки. В Вульчи (VIII в. ок. 520 до н. э.) преобладает круглая скульптура, в Кьюзи (2-я пол. VI нач. V в.) рельеф фризы животных, сцены погребальных обрядов, украшающие урны, саркофаги, надгробия, обычно из камня, крайне редко из бронзы. Мелкая бронзовая пластика этрусков, великолепных мастеров торевтики, обильна и разнообразна статуэтки юношей-воинов (VIII V вв.), Геракла (к. VI IV вв.), жрецов, молящихся (IV II вв.); предельно обобщенная трактовка тела, равнодушие к строгой логичной структуре его построения, тяготение к слитности всех частей сочетается с тщательной проработкой деталей. Фигурки людей, животных широко использовались и как детали украшения шлемов, треножников, котлов, другой утвари, имея двойную функцию декоративную и символическую. Особое место в Э. и. принадлежит бронзовым зеркалам и цистам высоким цилиндр, шкатулкам, стенки к-рых украшены тончайшей гравировкой (мифолог, сцены), с фигурными ножками и ручками. Формы металл, сосудов воспроизводит специфически этрусская керамика буккеро (VII VI вв.), приобретавшая при особом режиме обжига черный цвет глины, с гравированным (сер. 2-я пол. VII в.) или рельефным (VI в.) декором. В к. VII в. получает развитие т. н. этрусско-коринфская керамика, подражавшая вазам Коринфа (мастерские в Цере, Вульчи); с сер. VI в. ее сменяют чернофигурные сосуды, в формах и характере росписи к-рых аттич. черты соседствуют с местными (преобладают изобр. животных, миф. существ). Специфически этрусскими являются т. н. псевдокраснофигурные вазы (490/480 IV в., рисунок белой или красной краской поверх черного лака), предшествовавшие собств. краснофигурным (сер. V IV вв., Вульчи, Кьюзи, Фалерии). Росписи последних, особенно на мифолог, сюжеты, не отличаясь бол. мастерством исполнения, поражают экспрессией, выразительностью поз и жестов, динамикой композиций. Великолепны ювелирные изделия "этрусков серьги, фибулы. Начиная с III в. Э. и. постепенно приходит в упадок.
Лит.: Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. М., 1988; Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983; Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.