Античный мир Словарь-справочник - фукидид
Фукидид
(греч. Thukydides)
(ок. 460 400 до н.э.)
греческий историк; происходил из знатного афинского рода; принимал участие в политической жизни Афин, в 421 г. был стратегом и командовал эскадрой у берегов Фракии во время Пелопоннесской войны. Поскольку Ф. не смог помешать спартанскому полководцу Брасиду овладеть Амфиполем, он был осужден на изгнание. В Афины Ф. смог вернуться только в конце Пелопоннесской войны, в 404 г. Его сочинение об этой войне «История» в 8 кн. охватывает события 431 411 гг. до н.э.
Ф. считается родоначальником реалистического метода в греческой историографии. Его подход к источникам характеризуется критическим отношением к тому материалу, на котором он строит свои суждения. Кроме мифологической и историографической традиции Ф. широко использовал археологические данные, в частности надписи, и свои собственные наблюдения. Ф. был талантливым оратором: согласно Плутарху (Марк Катон. II), римский политический деятель Катон совершенствовался в красноречии, изучая Ф. и Демосфена. По своим политическим симпатиям Ф. не был сторонником радикальной демократии и стоял на позициях умеренной олигархии, считая ее разумным слиянием элементов демократии и олигархии. Сущность и содержание истории для Ф. это борьба за власть, которая ведется народами, государствами и группами людей и которая трактуется им как закон природы; для него главным было восстановление истинного хода событий и выявление их причин. В то время как Геродот осуществил революцию в области художественного изложения истории, Ф. осуществил ее в области изложения научного.
Фукидид. История / Изд. подгот. Г.А. Стратановский, А.А. Нейхардт, Я.М. Боровский. Л., 1981; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 69-100; Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 98-110; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 72-99; Паршиков А.Е. О некоторых теориях в Фукидидовской литературе (Фукидид и Афинская держава) // ВДИ. 1971. № 2.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(460-396 до н. э.)
Греческий историк, военачальник во время Пелопоннесской войны. В 424, после поражения в битве за Амфиполь, его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его "История Пелопоннесской войны" состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411 (дальнейшее изложение продолжил Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком. Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий, слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против не желающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпохи Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы и английскому Гоббса.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 456 ок. 396)
др.-гр. историк. Происх. из знатного рода, имел золотые прииски на фракийском побережье и пользовался там бол. влиянием. Будучи человеком состоятельным, Ф. получил прекрасное филос. образование. Он пережил всю Пелопоннесскую войну. Сразу осознав ее важность, начал собирать материалы для ее описания. На втором году войны (430) Ф. пострадал от эпидемии чумы. В кач-ве стратега он был направлен для защиты важного для Афин г. Амфиполя (424), после потери к-рого обвинен в бездействии и выслан из Афин. В изгнании Ф. собирает материал для своего труда, посещает места, служившие театром воен. действий: нек-рые части Эллады, Сицилии, Южн. Италии и Передней Азии. Получив право вернуться в Афины, Ф. прожил, no-вид., недолго, оставив незаверш. свою «Историю» всестор. описание событий Пелопоннесской войны. Впосл. «История» была разделена на 8 кн. Соч. Ф. представляет собой в науч. отношении огромный шаг по ср. с трудом Геродота. Ф. совершенно отказывается от объяснения ист. событий божественным или к.-л. др. сверхъестественным вмешательством. Во введении (1-я кн.) Ф. различает непосредственные поводы Пелопоннесской войны и более глубокие причины, видя их в росте афин. могущества после Греко-персидских войн и постоянном соперничестве Афин со Спартой. Повеств. о ходе войны, начинающееся со 2-й кн., расположено в строго хронолог, порядке, по летним и зимним кампаниям: Архидамова война (431-421), Никиев мир (421), Сицилийский поход (415 -413) и события после него. Ф. намеревался довести рассказ до окончат, поражения Афин в 404, но успел описать войну только до летней кампании 411. Он ставил перед собой цель как можно более объективно излагать ход ист. и полит, развития общ-ва («отыскание истины») и считал, что историк, описывая то, что уже происходило, дает представление и о том, что может повториться в будущем. К ист. повествованию Ф. предъявлял требование максимальной точности и крит. проверки каждого сообщаемого факта. Поэтому Ф. с полным правом можно считать основоположником ист. критики: он не только подробно описывает и оценивает ход воен. действий, но характеризует также полит, события, раскрывая при этом их причинную связь. В своем труде он придает большое значение влиятельным личностям: именно ими, по мнению автора, определяется ход истории. Одной из важнейших особенностей «Истории» явл. речи, к-рые Ф. вкладывает в уста ист. персонажей. Помимо того что они служат психол. характеристикой говорящего, в них нередко излагается собственная концепция автора. Такова знаменитая речь Перикла во II кн., содержащая идеальную оценку афин. демократии, к-рой Ф. отдает должное, хотя по своим полит, симпатиям он приближался к умеренно-олигархическому крылу. Афин, демократия, по его мн., достигла таких высот именно потому, что фактически это была власть одного незаурядного человека Перикла. Для осмысления взаимоотношений между властью и правом очень важны также воспроизведенные Ф. дебаты в народном собрании по вопр. об отношении к жителям о-ва Мелос, попытавшимся отделиться от Афин (V кн.). В целом для «Истории» Ф. характерна глубина полит, анализа описываемых событий, а также беспристрастная правдивость и острая наблюдательность. Уже древние отмечали, что ни один из 326 продолжателей Ф. не мог сравниться с ним ни по силе крит. мысли, ни по глубине полит, анализа. Вм. с тем Ф. большой мастер слова; «История» отличается богатством лексики, образностью языка (таково, напр., описание чумы в Афинах и сопровождавшего ее вырождения нравов во II кн.). Ф. стремился к ясности построения предложения, сжатости стиля, что вызывало иногда затруднение в понимании, поэтому труд его был оценен не сразу. Только во II в. до н. э. он находит признание как историк, выдающийся мастер худож. прозы и на долгое вр. становится образцом для историков и риторов. В рим. время ему стремились подражать Саллюстий я Тацит, Иосиф Флавий и Дион Кассий.
Лит.: Древняя Греция. М., 1956; Юделевич А. И. К вопросу о социально-политических взглядах Фукидида // Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982.
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.