Античный мир Словарь-справочник - глиптика
Глиптика
(от греч. glypho вырезаю, выдалбливаю)
искусство резьбы по камню. Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Неверов О.Я. Геммы античного мира. М., 1983; Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976; Неверов О.Я. Камея Гонзага: Из истории глиптики. Л. 1977.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
иск-во худож. резьбы по драгоцен. или полудра-гоцен. камням с помощью спец. инструментов, вручную или на простейшем станке. Произв. Г. геммы часто служили печатями. Г. возникла в Месопотамии (V тыс. до н. э.). На крито-микенских геммах (III II тыс.) преобладают фигуры животных, исполненные обобщенно и выразительно. Др.-гр. геммы XI VIII вв., часто вырезанные на кости, с упрощенным геометризированным рисунком; на архаич. геммах из стеатита, сердолика, в форме скарабея (заим. из Египта) изображены мифолог, персонажи. Геммы V IV вв. из халцедона, яшмы отличает лаконизм композиции, тонкий рисунок, они часто подписные (геммы Дексамена). Этрусские геммы IV III вв. исполнены в своеобразной технике «а глоболо» (шарики). В III I вв. появл. портретные камеи, в к-рых обыгрываются красочные эффекты многослойных сардониксов (камея Гонзаго). В рим. период геммы, часто больших размеров, украшаются портретами императоров, сценами апофеоза, мифолог, сюжетами. Наряду с геммами из камней были популярны печати из стекла. В III IV вв. преобладают т. н. гностические геммы с надписями, игравшие роль амулетов.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.