Античный мир Словарь-справочник - ксенофан
Ксенофан
(ок. 570-480 до н. э.)
Греческий поэт и философ, спасаясь от персов, покинул свой родной Колофон, скитался, пока не осел в Элее (Южная Италия); высмеивал антропоморфизм традиционной мифологии, главным образом в трактовке Гомера и Гесиода. Сохранилось несколько отрывков его произведений пантеистического толка. Он учил об относительности религиозных идей и невозможности адекватного познания бога, но у него была глубокая вера в мировой божественный дух, разумно управляющий миром; его идеи оказали значительное влияние на последующих элейских философов.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 570 478)
др.-гр. поэт и философ, основатель школы элеатов, учитель Парменида. Происх. из Колофона (М. Азия). 67 лет провел в изгнании, много путешествовал, выступая перед публикой как аэд, К. писал эпич. и сатир, стихотв. (силлы), элегии и ямбы, от к-рых до нас дошли небол. отрывки. У К. философия приняла поэтич. форму в виде поэмы «О природе». Он критиковал Гомера и Гесиода за изображение безнрав. богов и героев и скептически относился к прославлению атлетической доблести. Началом и первопричиной всего К. считал землю («все живое возникает из земли и воды»). Солнце, светила и облака, по К., явл. атмосферными образованиями, они возникают и гаснут каждый день. Мир вечен, его гибель не абсолютна, а дает начало след, рождению. Бог К. един, неподвижен и тождествен космосу, к-рый управляется одной лишь силой ума. Он обладает шаровидной формой (т. е. не беспределен и не конечен). Тезис о разумном, неизменяемом, всеобъемлющем богокосмосе стал осн. тезисом философии элеатов. Натурфилософия К. носит во мн. условный характер, очевидна ее зависимость от учения о Едином.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.