Античный мир Словарь-справочник - лукан марк анней
Лукан марк анней
(39 65)
Римский поэт, представитель эпического жанра. Родился в Испании. Был племянником философа Сенеки и разделял его стоические убеждения. После того как был раскрыт заговор Пизона, Лукан в числе других заговорщиков по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством. Перу Лукана принадлежит "Фарсалия" десятичастная эпическая поэма, повествующая о войне между Цезарем и Помпеем. В глазах республиканца Лукана Помпей выглядит героем, а Цезарь кровавым тираном.
Луканом восхищался Данте; вместе с Гомером, Горацием и Овидием Лукан приветствует Данте и Вергилия на Лимбе первом круге Ада, куда Данте поместил добродетельных нехристиан и младенцев, умерших некрещеными. Для Шелли Лукан был мучеником, погибшим за республиканские идеалы, и в одном из своих ранних писем он характеризует его как "гениального предшественника Шекспира".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. поэт. Род. в Кордубе (совр. Кордова). Племянник Сенеки Младшего. Получил прекрасное образ, снач. в Риме, затем в Афинах. Был возведен в зв. квестора, стал жрецом коллегии авгуров. Будучи талантливым декламатором, выступал с чтением поэтич. произв. и произносил речи в суде. Одно время Л. покровительствовал имп. Нерон (54 68), одн. между ними произошел разрыв вслед, полит, разногласий (Нерон подозрительно отнесся к начатой Л. поэме о гражд. войне, где обнаружилась приверженность автора к противникам тирании), а также из-за чрезмерного самолюбия императора и его зависти к лит. успехам Л. В 65 Л. принял участие в неудавшемся заговоре Писона против Нерона. Был осужден и покончил с собой, вскрыв вены. Гл. произв. Л., поэма «О гражданской войне», или «Фарсалия», осталась неокон. Сюжетом «Фарсалии» явл. война между Цезарем и Помпеем. Поэма начинается с описания перехода Цезаря через Рубикон и обрывается в 10-й кн. его пребыванием в Египте. В нач. поэмы Л. положительно отзывается о Нероне, выражая надежду, что во время его правления возвратится «золотой век». Затем отношение к Нерону резко меняется. Идеализируя Древ. Рим, погибающий в граждан, войне, Л. показывает зарождение в Риме деспотической власти. Родонач. рим. тиранов Цезарь нарисован самыми мрачными красками. С нек-рой долей симпатии изображен Помпеи, являющийся, одн., далеко не положительным лицом. Идеальным персонажем представлен Катон Младший носитель принципов стоической филос., идеями к-рой пронизана вся поэма.
В своей поэме Л. выступает новатором, порывая с гомеровско-вергилиевской эпич. традицией. Действие происходит без участия олимпийских богов. Если автор и говорит о них, то исключ. как об абстрактной высшей силе, синониме рока, управляющего миром. Нововведением Л. явл. также обилие авторских коммент. к происходящим событиям. Бол. внимание уделяется разл. рода описаниям, нагромождению ужасов (напр., вызывание мертвеца), подробным картинам мучительной смерти, голода, жажды и др. Присутствуют любопытные этногр. детали, в част, геогр. описание разл. местностей, перечень вовлеченных в войну народов.
Поэма Л. явл. собой образец ритор.-патетического стиля в рим. поэзии. Встречающиеся порой ист. неточности сглаживаются благодаря яркости и живописности языка, смелой фантазии автора, его оратор, дарованию. Все это обеспечило успех поэмы у рим. читателей. 1993).
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.