Античный мир Словарь-справочник - марциал марк валерий
Марциал марк валерий
(лат. Marcus Valerius Martialis)
(ок. 40 102 н.э.)
римский поэт; происходил из Испании, в Риме жил на правах клиента с 64 по 98 г. н.э. При Домициане положение М. упрочилось, он был принят в богатых и влиятельных кругах. Весной 99 г. с крушением режима Домициана он навсегда покинул столицу и уехал в Испанию.
М. оставил после себя свыше 1500 эпиграмм, изображающих подлинную жизнь Римской империи; их содержание и эмоциональная окраска чрезвычайно разнообразны, они проникнуты спокойным юмором и тонкой насмешкой, отличаются полнотой мысли и лаконичностью.
Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. и вступ. ст. Ф. Петровского. М., 1968; История Римской империи: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 195-211.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 40-104)
Римский поэт, автор эпиграмм и коротких стихотворений. Среди стихов Марциала есть и лирические, и непристойные, и сатирические. Марциал приехал из Испании и после тридцати пяти лет жизни в Риме снова удалился туда на покой. Мимо Марциала не прошла ни одна сторона римской жизни, так что его произведения "Зрелища", "Гостинцы", "Подарки" и др. до сих пор служат источником исторической информации.
Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказывало влияние на литературную эпиграмму. Почитателем Марциала был Гете ("Римские элегии").
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 40 между 101 и 104)
рим. поэт-эпиграмматист. Род. в Бильбиле (Испания), где получил начальное грамматико-ритор. образ. В 64 переехал в Рим в надежде сделать карьеру. Был знаком со многими знаменитыми людьми, в т. ч. с Сенекой Младшим. Вслед, раскрытия заговора против Нерона в 65 лишился своих покровителей и стал клиентом богатых патронов.
После 34-летнего пребывания в Риме вернулся в Испанию, где провел посл. годы жизни. Лит. наследие М. включает в себя посвященный имп. Титу (79-81) сб. «О зрелищах», состоящий из 32 стихотв., написанных по поводу освящения амфитеатра Флавиев в 80; сб. «Ксении» («Подарки») надписи к подаркам, подносимым гостям за обедом; сб. «Анафореты» («Уносимое») надписи к подаркам, уносимым гостями после обеда. Наибол. славу принесли М. эпиграммы, в к-рых высмеиваются пороки окружавшей его действительности. Осн. собрание составляет 12 кн. эпиграмм, написанных преим. элегическим дистихом. Одн. встречаются и др. стихотв. размеры: ямбы и холиямбы. Темы для эпиграмм автор брал из совр. ему жизни: это и унизительное положение клиентов, вынужденных жить подачками патронов, и бесправное существование рабов, жизнь философов, врачей, цирюльников и т. д. Мн. эпиграммы посвящены лит. темам. Желая укрепить свое положение, М. щедро расточал похвалы императору и власть имущим. Критикуя общественные пороки, он делает это недостаточно объективно, помня о своей зависимости. Сила эпиграмм М. заключается в метком, остроумном слове, в использовании гиперболы, неожиданных концовок.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.