Античный мир Словарь-справочник - пифагореизм
Пифагореизм
др.-гр. филос. школа, основанная Пифагором во 2-й пол. VI в. до н. э. Принятая периодизация П.: Ранний П. 2-я пол. VI сер. V в. (Пифагор, Гиппас, Бронтин, Феано и др., врач Алкмеон); Средний П. сер. V 1-я четв. IV в. (Филолай, Еврит); Поздний П. -1-я четв. IV сер. IV в. (Архит, Тимей, Оккел и др.). Из трудов пифагорейцев не сохран. ничего, кроме фр-тов соч. Филолая «О природе», «О душе», «О ритмах и мерах». Известны имена 235 членов пифагорейского союза (в т. ч. 17 женщин). Аристократ, замкнутость пифагорейцев возбудила к ним ненависть жителей Кротона, поджегших (ок. 500) дом, где они собирались. Взгляды пифагорейцев изложены в соч. Аристотеля, Секста Эмпирика, Ямвлиха и др. антич. авторов.
В основе П. лежало понятие о числах как первич. сущностях (причинах вещей), воплощавших в себе свойства всех вещей (в т. ч. умозрит.), и учение о гармонии чисел, в соотв. с к-рой составлена Вселенная. Ум (Нус) пифагорейцы отождествляли с сущностью и называли началом всех чисел, определяя его как Одно (1) и Монаду, состоящую из чета (безгран. элемент) и нечета (огранич. элемент). Из Ума-Монады образовалась неопред. Двоица (Мнение), из Двоицы числа, из чисел точки, из точек линии, из линий плоские фигуры, а их них чувственные тела, элементов к-рых 4: огонь, вода, земля, воздух; они порождают живой, сферический и наделенный сознанием космос, содержащий в середине Землю. Др. философы-пифагорейцы, по свид-ву Аристотеля, признавали 10 начал (пар противоположностей), напр.: граница и безграничное, одно и много, нечет и чет, правое и левое и т. д. Числа у древ, пифагорейцев были неотделимы от самих вещей, имели опред. величину и др. чувственные характеристики. Наиб, внимание пифагорейцы уделяли изучению мат. наук (геометрии, арифметики, астрономии). Математикой занимались Феодор Киренский и Гиппократ Хиосский, медициной Демокед и Алкмеон, астрономией Тимей, ботаникой Менестор, геометрией и теорией музыки Архит Тарентский. Философы-пифагорейцы условно подразд. на математиков (тех, кто обстоятельно изучил науч. теорию) и акусматиков (тех, кто прослушал лишь сжатые наставления в науке). Позднее Гиппас из Метапонта разработал т. н. учение акусматиков, заменив вычисления символ, толкованиями. Этика П. подразумевала воздержание от чрезмерных чувственных наслаждений, провозглашала вегетарианский образ жизни и устанавливала систему воспитания, основанную на строгом соблюдении возрастной иерархии.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.