Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - плавт тит макций

Плавт тит макций

Плавт, Тит Макций

(лат. Titus Maccius Plautus)

(ок. 250 184 до н.э.)

 римский комедиограф, выходец из Умбрии. Сохранилось 20 его комедий: «Амфитрион», «Ослы», «Горшок», «Бакхиды», «Пленники», «Казина», «Шкатулка», «Куркулион», «Эпидик», «Близнец», «Купец», «Хвастливый воин», «Привидение», «Перс», «Пуниец», «Канат», «Псевдол», «Стих», «Три монеты», «Грубиян». Взяв за основу произведения своих предшественников-греков, П. перерабатывал их, приспосабливая к требованиям римского времени. По сюжетам сочинения П. подразделяют на комедии характеров («Хвастливый воин», «Горшок»), комедии из семейной жизни («Пленники», «Три монеты»), комедии интриг («Куркулион», «Пуниец») и комедии-фарсы («Ослы», «Перс»), П. первый латинский писатель, у которого сохранилось столь богатое творческое наследие. Оно является свидетельством того культурного уровня, какого достигло римское общество в нач. II в. до н.э. Комедии П. имели большое влияние на драматургию эпох Возрождения и Просвещения.

 Тит Макций Плавт. Избранные комедии / Пер. А. Артюшкова и др., вступ. ст. С. Ошерова. М., 1967; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 64-79; Кац А.Л. Социальная направленность творчества Плавта // ВДИ. 1980. № 1.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

(ок. 254-184 до н. э.)

 Римский комедиограф. Комедии Плавта (из 130 до наших дней сохранилась 21) построены по образцам греческой "новой комедии" ("новоаттической комедии", см. Менандр), однако эти образцы с большим вкусом и умением переработаны Плавтом специально для римской публики. Кроме всего прочего, комедии Плавта служат бесценным источником разговорной латинской лексики.

 Плавт был практически забыт в средние века, однако в эпоху Возрождения его комедии стали переводиться на европейские языки, оказав существенное влияние на последующую литературу. Так, сюжет комедии "Близнецы" лег в основу шекспировской "Комедии ошибок", а "Золотой горшок" мольеровского "Скупого". Следуя "Амфитриону" Плавта, Мольер написал также собственного "Амфитриона" (см. Амфитрион).

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 рим. комедиограф. Род. в Сарсине (Сев. Италия), точных биогр. данных о нем нет, даже имя его недостоверно. Возм., оно звучало не Макций, а Макк и обозначало одну из масок нар. италийской комедии ателланы. Вер., П. был актером нар. театра, т. к. третья часть его имени Плавт («шюсконогий») указывает на плясуна-мима, выступающего в плоской обуви. В антич. П. приписывалось множ-во комедий, из к-рых 21 определена рим. ученым Варроном как бесспорно принадлежащая П. 20 комедий сохран. полностью, 1 дошла в фр-тах. Точно определяются даты двух постановок комедий П. «Стих» (200) и «Псевдол» (191). Хронология остальных пьес неизвестна. П. писал в жанре паллиаты, переделывая гр. пьесы авторов «новой» аттич. комедии Менандра, Дифила, Филемона. Сюжеты произв. новой аттич. комедии были интересны рим. публике, проблемы, поднимавшиеся в них, становились все более актуальными для рим. зрителя к. III нач> II в. в связи с ростом индивидуальной собственности, распадом устоев патриархальной семьи. Вм. с тем гуманистическая проблематика произв. новой аттич. комедии находила слабый отклик у рим. зрителей, предпочитавших постановкам серьезных нрав, вопросов состязания кулачных бойцов и выступ, канатных плясунов. Соответ., пьесы П. отличаются от произв. его гр. предшественников по своим худож. особенностям и соц. направленности. В отличие от Менандра, твор-во к-рого выражало идеологию состоятельных слоев гр. общ-ва, П. драматург, хорошо знакомый с настроениями рим. простонародья, разделяющий его симпатии и антипатии. Жизнеутверждающий характер комедий П. был близок рим. плебсу, роль к-рого в обществ, жизни Рима возрастала. Цель П. увлечь и рассмешить публику. Из сюжетов новой аттич. комедии он чаще всего выбирал те, к-рые давали наибол. возможности для динамичного построения комедий, создания наиб, увлекательного сюжета. Для этого П. объединял неск. гр. пьес в одну или вводил в одну комедию эпизоды из др. (контаминация). Интрига комедий строилась так, чтобы возникало как можно больше смешных ситуаций: сходство двойников («Два Менехма»), подслушивания и подглядывания («Амфитрион»), подстановка одних персонажей вместо др. («Псевдол»), переодевание мужчины женщиной («Касина») и др. Хотя действие комедий П. разыгрывалось в гр. городах и героями комедий были греки, в них встречается множ-во рим. черт: геогр. названия Италии и Рима, упоминания о рим. религ. и воен. обрядах, ссылки на рим. законы и обычаи, рим. имена и эпитеты богов, перенесение в гр. обстановку обязанностей рим. должностных лиц преторов, эдилов, квесторов, детали рим. частного быта. Такое неожиданное столкновение гр. и рим. черт производило комич. эффект. С др. ст., стремясь сделать пьесы более понятными рим. публике, П. устранял незнакомые ей специф. гр. детали. Приемы комизма у П. выходят за пределы смешных ситуаций. П. изменяет новую аттич. комедию в духе нар. италийского театра, базирующегося на шутовстве и клоунаде, мимической игре, потасовках и перебранках. При этом развитие интриги часто может прерываться к.-н. буффонной сценой, не связанной с осн. действием. Гл. роль принадлежит рабам, сводникам, параситам, хвастливым воинам и т. п. второстеп. персонажам, к-рые в комедиях П. выдвигаются на первый план, а традиц. герои новой аттич. комедии влюбленные юноши, девушки, гетеры, старики теряют у него индивидуальные черты, психол. глубину, становятся носителями стандартных сюжетов. Самая динамичная маска в комедиях П. раб-интриган не только осн. носитель интриги, но и средоточие буффонных элементов. Он потешает зрителей шутовством и клоунадой, пародией на высокий стиль и «философствованием», беготней по сцене и перебранками. Отношения раба и его господина переосмысляются у П. в духе карнавальной «перевернутости»: раб не только намного деятельнее и энергичнее господина, но и часто одурачивает его, насмехается над ним. Проделкам ловкого и умного раба посвящены комедии «Псевдол», «Ослы», «Эпидик», «Вакхиды» и др. Буффонная маска хвастливого воина наиб, ярко представлена в комедии «Хвастливый воин», обжоры и плута парасита в «Куркулионе», жадного и злого сводника в пьесах «Канат», «Псевдол», мотив двойников, порождающий всевозможные недоразумения, в комедиях «Два Менехма», «Амфитрион» (единств, комедии с мифолог, сюжетом). Не чужды П. пьесы с «трогательным» сюжетом; это «Шкатулка», «Пленники», близкие по духу комедиям Менандра. В комедии «Клад» («Кубышка») отразилось представление о пагубном влиянии богатства на человека: в образе Евклиона П. создает ярко выраженный тип скупца. Несмотря на близость нек-рых пьес П. к произвел. Менандра, гуманизм гр. драматурга, его стремление к индивидуализации персонажей не присущи рим. поэту. Его твор-ву более свойственны «подвижные» комедии, изобилующие яркими и разнообразными комич. эффектами. П. часто использует нарушение сценич. иллюзии, реплики «в сторону», прямое обращение к зрителям. К этому следует добавить и многочисл. средства словесного комизма, восходящие к нар. традиции. Диалоги П. полны пословиц, острот, каламбуров, гипербол, в них широко используются созвучия и аллитерации. Имена действ, лиц почти всегда значимы, они комически характеризуют персонажи и служат основой для разнообразных шуток. С целью возбуждения смеха П. создает новые слова, часто из соединения лат. корней с гр.; пародирует высокий стиль трагедий, обыгрывает мифолог, и ист. имена, архаич. формулы и гр. слова. Так возникает атмосфера безудержного веселья, к-рая отличает театр П. Необычайно характерна и ритмика комедий П. В отличие от новой аттич. комедии, к-рая пользовалась 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем, П. применяет в комедиях разнообразные размеры, стараясь связать их с развитием интриги и с настроением героев. Часто разг. 6-стопный ямб сменяется 7-стопным хореем или быстрым 8-стопным анапестом, исполнявшимися под аккомпанемент флейты. Особый колорит придают комедиям П. муз. и вокальные номера (кантики), отличающиеся разнообразной метрической структурой и представляющие собой самостоятельное целое, как бы вставную арию или ансамбль, часто не связанные с осн. интригой комедии. Пьесы П. были очень популярны у рим. публики. В эпоху Возрождения его вновь начали ставить на сцене. Плавтовские персонажи послужили основой для мн. героев европ. комедии. Сюжеты его пьес использовали Шекспир («Комедия ошибок»), Мольер («Скупой» и «Амфитрион»). Хольберг («Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат»), П. К. Хорт («Торговец»).

 И.У.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое плавт тит макций
Значение слова плавт тит макций
Что означает плавт тит макций
Толкование слова плавт тит макций
Определение термина плавт тит макций
plavt tit makciy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины