Античный мир Словарь-справочник - сократ
Сократ
(греч. Sokrates)
(470 399 до н.э.)
греческий философ; родился в семье скульптора, жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад и др. С. не оставил письменного наследия, поскольку излагал свое учение устно. Он был осужден на смерть по обвинению в безбожии и растлении своим учением молодежи. Отказавшись от бегства из тюрьмы, которое предлагали организовать его ученики, он мужественно выпил предложенную ему чашу с цикутой. Философское кредо С. сохранила для потомства его знаменитая фраза: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из-за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским военачальникам, проигравшим битву у Аргинузских островов, был вынесен антиконституционный смертный приговор, Сократ оказался единственным членом афинского совета, кто не признал его законность. Самого Сократа афинские демократические власти обвинили в "введении новых богов" и растлении юношества и приговорили его к смерти Сократ должен был выпить чашу с ядом (цикутой). Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам, сам себя Сократ при этом называл "повивальной бабкой", заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем главным образом по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режиссер полемики. На первый взгляд может показаться, что знаменитая "сократическая ирония" (разыгранное неведение) и не менее знаменитый "сократический метод" (так задавать вопросы, чтобы получить требуемый ответ) приводят только к отрицательному результату: тот, кого расспрашивает Сократ, убеждается, что его первоначальные суждения на самом деле ложны и что, по сути, он ничего как следует не знает, ни на чем не стоит твердо, как это могло показаться до начала разговора. Однако это является необходимым предварительным условием для серьезной дискуссии в строгих терминах. Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно, иначе его нельзя будет считать хорошим ("Добродетель тождественна Знанию"). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение "платоническая любовь" относится к эпизоду из платоновского "Пира", когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии "Облака", не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине "Смерть Сократа" придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало в жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, ученик Архелая и Анаксагора. Род. и жил в Афинах, принимал участие в Пелопоннесской войне (431-404). Общался с софистами, Периклом, Еврипидом, Алкивиадом. Был приговорен к смерти и казнен по обвинению в развращении молодежи и поклонении ложным богам. Сам С. ничего не писал, его филос. взгляды содержатся в т. н. сократических диалогах Платона и Ксенофонта.
Отказавшись от натурфилос. догматизма Анаксагора и релятивизма софистов, С. сосредоточил гл. внимание на выявлении сути нрав, понятий (справедливость, мудрость, мужество и др.) и сведении их в единую добродетель, к-рую он отождествлял со знанием. С. впервые сделал беседу (диалог) осн. методом филос. познания. В отличие от софистических упражнений, к-рые доказывали всеобщую относительность, сократический диалог стал способом нахождения истины. В своих беседах С. широко использовал логич. доводы, аналогии, мифологич. аллегории; первым, по свид-ву Аристотеля, применил индуктивное обобщение. Основополаг. принципом философии С. было постоянное стремление к обладанию истиной и последоват. учение о недостаточности и неполноте собств. знания. Проблема самопознания вне чувственно-веществ. мира («познай самого себя») посредством разум, общения с др. людьми, сформулированная С., ознаменовала начало постепенной субъ-ективизации антич. философии и антич. мировосприятия. Деятельность С. оказала влияние на образование т. н. сократических школ по всей Элладе (мегарская, элидо-эретрийская и др.). Учениками С. были Ксенофонт, Платон, Антисфен и Аристипп.
Соч.: Платон. М., 1968 1972; Т. 1 3; Платон. Диалоги. М., 1986; Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М.; Л., 1935; (то же СПб., 1993).
Лит.: Кессиди Ф.X. Сократ. М., 1988; РожанскийИ. Д. Загадка Сократа // Прометей. М., 1972. Вып. 9
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.