Античный мир Словарь-справочник - стаций публий папиний
Стаций публий папиний
(ок. 40-96)
Римский поэт и политик, родившийся в Неаполе и живший в Риме; известен по своим эпическим произведениям, главным образом по поэме "Фиваида", написанной в двенадцати книгах и рассказывающей о борьбе Полиника с Этеоклом сыновей Эдипа, проклятых отцом. Свою вторую эпическую поэму "Ахиллеиду", рассказывающую о юности Ахилла, Стаций оставил незаконченной. По "Фиваиде" Стация был написан средневековый "Фиванский роман".
Данте следует традиции, согласно которой Стаций обратился в христианство, прочитав "Мессианскую эклогу" Вергилия, поэтому именно Стаций сменяет Вергилия в качестве провожатого Данте к Земному Раю ("Божественная комедия", Чистилище, 21, 22, 23). Когда Данте встречает в Аду Улисса и Диомеда среди "лукавых советчиков" (Ад, 26), он сравнивает раздвоенное пламя, которым объяты эти герои, с таким же раздвоившимся пламенем погребального костра Этеокла и Полиника эту деталь Данте непосредственно заимствовал из "Фиваиды": Этеокл и Полиник так ненавидели друг друга при жизни, что и после смерти не хотят гореть в общем пламени. Стацием восхищались и в эпоху Ренессанса и позже. Сейчас, похоже, никто не ставит Стация на один уровень с Вергилием.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 40 ок. 95)
рим. поэт. Род. в Неаполе. Благодаря связям отца был хорошо принят при дворе. От его произв. до нас дошли 5 кн. стихотв. «на случай» под назв. «Сильвы» («Сады»), поэма «Фиваида» в 12 кн., рассказывающая о походе 7 вождей против Фив; а также начало незаконч. поэмы «Ахиллеида» (детство и юность героя). «Сильвы» были написаны в очень короткий срок и представляют собой небол. произв. на разл. темы. С. широко использует готовые формулы, шаблонные фразы и повторения. Стихотв., посвящен, имп. Домициану (8196), проникнуты чрезмерными похвалами и лестью. Привлекая мифолог, материал, С. часто вкладывает похвалу императору в уста к.-л. божества. Поэма «Фиваида» ориентируется на гомеровско-вергилиевскую традицию. Предназнач. для публ. чтений, она насыщена патетикой, разл. риторическими приемами и штампами.
Соч.: Фиваида. М., 1991.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник.
EdwART.
2011.