Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - тацит публий корнелий

Тацит публий корнелий

Тацит, Публий Корнелий

(лат. Publius Cornelius Tacitus)

(ок. 55 после 120 н.э.)

 римский историк, выходец из Южной Галлии. Как сын прокуратора, был введен в сенатское сословие и стал членом почетной жреческой коллегии квиндецемвиров, а вскоре и претором. В годы правления Траяна Т. был консулом и наместником провинции Африка.

 Сохранились следующие сочинения Т.: «Анналы», «История», «Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии», «Диалог об ораторах». Свои основные труды «История» и «Анналы» Т. посвятил истории Римской империи, начиная со смерти Августа и кончая смертью Домициана в 96 г. н.э. «История», из 14 книг которой сохранились кн. I IV и частично кн. V, излагает события, очевидцем которых был сам Т. «Анналы» дополняют «Историю», правда, из 16 книг сохранились только кн. I-VI и XI-XVI, причем кн. V, VI и XVI не полностью. Одной из характерных особенностей исторической точки зрения Т. является оценка роли личности в истории. Говоря об исторической роли Римской империи, Т. считал ее неизбежным этапом во всей римской истории.

 Одной из причин создания Т. этнографического произведения о Германии стал интерес к германским землям, проявленный в римском обществе. Труд состоит из двух частей общей (гл. 1 27) и специальной (гл. 28 46). В общей части Т. дал подробные сведения о географическом положении Германии и происхождении германцев, об их оружии и способах ведения войны, о представителях их власти и религиозного культа, о женщинах и уважении к ним, об одежде, о быте, нравственности, воспитании детей, о занятиях населения и земледелии. Вторая часть сочинения повествует о каждом племени в отдельности.

 В «Диалоге об ораторах» Т. воспроизводит беседу лучших ораторов времени Веспасиана о причинах, повлекших упадок ораторского искусства.

 «Жизнеописание Юлия Агриколы» это биография тестя Тацита; более половины ее содержания посвящено истории войн, которые Агрикола вел в Британии в должности легата императора Домициана.

 Корнелий Тацит. Соч. Т.1-2 / Пер. и отв. ред. С.Л. Утченко. Л., 1969; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 242-288; Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги. М., 1981; Модестов В.И. Тацит и его сочинения. Спб., 1864; Немировский А.И. Рождение Клио. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 Историк императорского Рима, выдающийся оратор, был сенатором и консулом. В круг его друзей входил и Плиний Младший, написавший свои свидетельства извержения Везувия специально для включения в "Историю" Тацита. Самая ранняя работа Тацита "Диалог об ораторах", в которой обсуждаются причины упадка риторики (ораторского искусства) со времени Республики. Труды Тацита "Агрикола" и "Германия" исторические монографии об его тесте Юлии Агриколе и древних германцах, чьи обычаи и мораль контрастировали с * * *поправшим нравственные нормы Римом. "История" и "Анналы" охватывают период с конца правления Августа до смерти Домициана. Предполагалось охватить продолжением и правление Траяна. Оба главнейших труда Тацита дошли не полностью. Латинский стиль Тацита уникален по своей интенсивности и тяготению к эпиграммности, хотя в нем и видно влияние Саллюстия. В развитии же повествования Тацит ушел вперед по сравнению с прозой времен Цицерона. Он разделял убеждения древних, что индивидуализм правит миром, что сильная личность определяет ход истории, поэтому императоры и составляли основной фон его историографических трудов, хотя он был далек от восхищения ими. Его концепция строилась на убеждении, что безвозвратно обесцениваются старые, демократические ценности, попираются свободы, поэтому показ упадка Рима и рассуждения о причинах этого занимали в его работах значительное место. Гиббон ценил Тацита больше других античных историков и взял его труды за образец, когда создавал свой "Распад и падение Римской империи".

 В средние века Тацита практически не знали, и только в конце 14 в. растет интерес к его произведениям. Так, "Анналы" и "История" пережили второе рождение во времена Ренессанса. Им восхищался Монтень и критиковал Мильтон за потерю веры в Республику. В образе мыслей Макиавелли усматривали влияние Тацита. Тем не менее всемирное признание состоялось.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 рим. историк. Род. в Нарбоннской (по др. версии, в Бельгийской) Галлии. Ритор, иск-ву учился в Риме и уже в молодые годы стал известным оратором. Рано началась полит, карьера Т.; его быстрому продвижению по служебной лестнице способствовала, вер., женитьба в 78 на дочери Юлия Агриколы, полководца, покорителя Британии. В 78 79 (или 80 81) Т. был квестором, затем эдилом, а в 88 претором, что определило его деятельное участие в организации «вековых игр», устроенных ими. Домицианом (81 96). Вскоре после претуры Т. по делам службы уехал из Рима и вернулся только в 93. В 97 Т. был консулом, в 110-111 (или 111 112) наместником в провинции Азия. О дальнейш. жизни Т. нет никаких свидетельств. Речи Т. не сохран. 1-е произв. Т. «Агрикола» («О жизни и характере Юлия Агриколы») было опубликовано в 98 как бы взамен непроизнесенной надгробной речи. Хотя в целом это соч. принадлежит к биогр. жанру, большая его часть содержит описание войн, к-рые Агрикола вел в Британии с целью подчинения ее рим. владычеству. «Агрикола» был издан уже после убийства Домициана (96), в период правления имп. Нервы (96 98), к-рый, по словам Т., сумел «совокупить дотоле несовокупимое принципат и свободу». Это дало возможность Т. резко осудить кровавый режим Домициана и использовать для восхваления Агриколы прием контраста: честность и строгое исполнение долга Агриколой, с од*, ст., произвол и злодейство Домициана с др. В том же 98 Т. издал монографию «Германия» («О происхождении, положении и нравах народов Германии»). Общая часть этого соч. посвящена описанию геогр. положения Германии и ее жителей, их быта, нравов и обычаев, обществ, строя, судопроизводства, воен. дела и религии. В спец. части дается характеристика каждого племени в отдельности. Совершенно иной характер имеет 3-е соч. Т. «Диалог об ораторах» (102 или позже), завершающее цикл т. н. «Малых произведений» и принадлежащее к очень распростр. в древности лит. жанру диалога. Соч. Т. воспроизводит, по его словам, реал, беседу, к-рую вели его учителя риторики тогдашние светила в судебном мире Марк Апр и Юлий Секунд с оратором и поэтом Куриацием Матерном, отказавшимся от судеб, красноречия ради поэзии. Защищая поэзию, он утверждал, что она приносит славу и влияние и доставляет истинное наслаждение, уводя поэта от треволнений суетливой жизни в уединение и тишину. Затем обсуждался вопрос о том, когда оратор, иск-во было более почетным: во вр. Республики или в эпоху Империи. При этом выяснялось, что причина упадка красноречия коренится, отчасти, в системе образования и воспитания в ритор, школах, но гл. обр. в изменившейся полит, обстановке, требующей «беспрекословного повиновения» императору. Два самых знаменитых труда Т. «История» и «Анналы» (полн. назв.: «От кончины божественного Августа»), составляющие единое целое: историю Рима от 14 до 96. «История» начала публиковаться примерно в 105 и была закончена в ПО или позже. Она посвящ. периоду правления Флавиев (69 96): от гражд. войны, приведшей к власти Веспасиана (69 79), до убийства Домициана. Т. был свидетелем и участником этих событий, одн. он обещает «неколебимо держаться истины» и писать историю, «не поддаваясь любви и не зная ненависти». Из 14 кн. «Истории» сохран. только I IV и часть V, охватывающие неполн. 2 года (69 70). Т.о., осталось неизвестным отношение Т. к деятельности Веспасиана и Тита; утрачено описание 15-летнего правления Домициана, к-рое составляло осн. содержание «Истории». «Анналы», написанные позже, ретроспективно дополняют «Историю» описанием предшествующих событий. Они состояли из 16 кн; до нас дошли: I IV, XII XV полностью, V, VI, XI и XVI не в полн. объеме. Во вступлении Т. сообщает о своем намерении рассказать об имп. Тиберии (14 -37) и его преемниках, о к-рых предшественники писали лживо: при их жизни из страха, а после смерти из-за «еще свежей ненависти». Сам же Т. обещает писать «без гнева и пристрастия», для к-рых у него нет причин. Беспристрастность, одн., не означает для Т. безразличия к добру и злу; напротив, он считает «главнейшей обязанностью анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве»; иначе говоря, обличение зла и восхваление добра для него неотъемлемое право историка, пользуясь к-рым он выносит суровый приговор бесчелов. правлению Тиберия. Во 2-й сохранившейся части «Анналов» описывается правление Клавдия (41 54) и Нерона (54 68). Придавая огромное значение роли личности в истории, Т. уделяет наибол. внимание личности и правлению Нерона, показывая, как неогран, власть, угодничество и раболепие окружающих усиливали дурные качества принцепса, развивали в нем самые низменные инстинкты. Из рассказа о наиб, значит, событиях этого периода выделяется красочное описание пожара Рима в 64 и последовавших за ним казней христиан; повествов. о заговоре Писона и гибели мн. выдающихся людей подлинных или мнимых его участников: знаменитого философа Сенеки и его племянника поэта Лукана, писателя Петрония и др. Резко отрицательная позиция Т. по отношению к имп. режиму сочетается с пониманием того, что становление его явилось ист. необходимостью, т. к. возврат к республиканской форме правления был невозможен. Т. возлагал надежды на «хорошего» императора, при к-ром его главенствующая роль не отстраняла бы от власти сенат. В конце века, в «Агриколе»,он еще верил в возможность этого и обещал написать «о былом нашем рабстве и нынешнем благоденствии», но выполнил только первую часть обещания, рассказав о рабстве. Очевидно, он понял, что принципат и свобода несовместимы даже при «хороших» императорах. Отсюда пессимизм в мировоззрении Т., к-рый роднит его с Саллюстием, Т. выдающийся историк и незаурядный писатель. Как историка его отличает стремление выявить и проанализировать причины описываемых событий, их внутреннюю логику. Как правило, он находит их в характере и настроении тех лиц, к-рые в данный момент оказались на авансцене истории. Это не только императоры, их приспешники и противники эти целые обществ, группы: сенат, войско, простой народ Рима, жители провинций. Установка на анализ и осмысление, заложенная в антич. историографии Фукидидом, продолженная Полибием и Саллюстием, в трудах Т. завершилась. Как писатель Т. является выдающимся мастером захватывающего драматического повеств. С т. зр. стиля он прошел известную эволюцию. В «Малых произведениях» ощущается влияние Цицерона (особ, в «Диалоге») и Саллюстия (особ, в «Агриколе»); в больших ист., трудах, более всего в «Анналах», стиль уже чисто «тацитовский» сжатый, спокойный, рассчитанный на вдумчивого читателя.

 Т. опередил свое время, поэтому ближайшие потомки не оценили его. Только в XVI в. Т. был признан крупнейшим историком и писателем.

 Н.К.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тацит публий корнелий
Значение слова тацит публий корнелий
Что означает тацит публий корнелий
Толкование слова тацит публий корнелий
Определение термина тацит публий корнелий
tacit publiy korneliy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины